Новое в жизни товариществ садоводов и огородников

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.17 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регулирующий же ранее деятельность садоводческих и огороднических товариществ Федеральный закон от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» приказал долго жить.

Изменения правовой формы

Закон № 66-ФЗ (п. 1 ст. 4) вплоть до конца прошлого года позволял гражданам в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, создавать:

  • садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;
  • садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо
  • садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнёрства.

С начала текущего года собственникам садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также гражданам, желающим приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, закон № 217-ФЗ (п. 1 ст. 4) оставил возможность создания объединения только в виде садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) и огороднического некоммерческого товарищества (ОНТ). Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество при этом является видом товарищества собственников недвижимости.

Аналогичные изменения внесены статьёй 33 закона № 217-ФЗ

в Гражданский кодекс РФ. Из перечня некоммерческих организа-

ций, которые могут создаваться в организационно-правовой форме

потребительских кооперативов, приведённого в подпункте 1 пунк-

та 3 статьи 50 ГК РФ, изъяты садоводческие, огороднические и дач-

ные потребительские кооперативы.

В то же время подпункт 4 пункта 3 этой статьи, в котором при-

ведены некоммерческие организации, создаваемые в организаци-

онно-правовой форме товариществ собственников недвижимости,

дополнен садоводческими некоммерческими товариществами и ого-

родническими некоммерческими товариществами.

Садовые дома, садовые и огородные земельные участки теперь

фигурируют в недвижимом имуществе, названном в определении

товарищества собственников недвижимости, приводимом в пунк-

те 1 статьи 123.12 ГК РФ. Напомним, что товариществом собствен-

ников недвижимости признаётся добровольное объединение соб-

ственников недвижимого имущества, созданное ими для совмест-

ного владения, пользования и, в установленных законом пределах,

распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся

в их общей собственности или в общем пользовании, а также для

достижения иных целей, предусмотренных законами.

В целях закона № 217-ФЗ (п. 1, 2, 3 ст. 3):

под садовым земельным участком понимается земельный уча-

сток, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращива-

ния гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных

культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хо-

зяйственных построек и гаражей;

садовым домом — здание сезонного использования, предназна-

ченное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд,

связанных с их временным пребыванием в таком здании;

хозяйственными постройками — сарай, баня, теплицы, навес,

погреб, колодец и другие сооружения и постройки (в том числе

временные), предназначенные для удовлетворения гражданами

бытовых и иных нужд.

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою

деятельность для совместного владения, пользования и в установ-

ленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами

имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой

собственности или в общем пользовании, а также для следующих

целей (ст. 7 закона № 217-ФЗ):

создания благоприятных условий для ведения гражданами садо-

водства и огородничества (обеспечения тепловой и электриче-

ской энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твёр-

дыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны тер-

ритории садоводства или огородничества, обеспечения пожарной

безопасности территории садоводства или огородничества

и иных условий);

содействия членам товарищества во взаимодействии между со-

бой и с третьими лицами, в том числе с органами государствен-

ной власти и органами местного самоуправления, а также защи-

ты их прав и законных интересов.

Имущество общего пользования некоммерческих организаций,

созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества

или дачного хозяйства до дня вступления в силу закона № 217-ФЗ,

признаётся имуществом общего пользования садоводческих или

огороднических некоммерческих товариществ. Образованные до

дня вступления в силу приведённого закона земельные участки, от-

носящиеся к имуществу общего пользования, являются земельными

участками общего назначения (п. 14 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

Под имуществом общего пользования в целях закона № 217-ФЗ

(п. 5 ст. 3) понимаются расположенные в границах территории ве-

дения гражданами садоводства или огородничества для собствен-

ных нужд объекты капитального строительства и земельные участ-

ки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан,

ведущих садоводство и огородничество (прохода, проезда, снабже-

ния тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведе-

ния, охраны, сбора твёрдых коммунальных отходов и иных потреб-

ностей), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или

приобретённые для деятельности садоводческого или огородниче-

ского некоммерческого товарищества.

Право коллективной совместной собственности граждан на зе-

мельные участки общего назначения садоводческого или огородни-

ческого некоммерческого товарищества признаётся правом общей

долевой собственности лиц, являющихся собственниками земель-

ных участков, расположенных в границах территории ведения гра-

жданами садоводства или огородничества для собственных нужд,

пропорционально площади этих участков (п. 16 ст. 54 закона

№ 217-ФЗ).

Под земельными участками общего назначения в целях закона

№ 217-ФЗ (п. 6 ст. 3) понимаются земельные участки, являющиеся

имуществом общего пользования, предусмотренные утверждённой

документацией по планировке территории и предназначенные для

общего использования правообладателями земельных участков,

расположенных в границах территории ведения гражданами садо-

водства или огородничества для собственных нужд, и (или) предна-

значенные для размещения другого имущества общего пользования.

Отметим, что нормы, непосредственно касающиеся создания,

деятельности, реорганизации и ликвидации СНТ и ОНТ, установле-

ны главами 1–8 (статьи 1–28) закона № 217-ФЗ. В главе 9 (ста-

тьи 29–53) закона приведены положения, вносящие изменения

в ряд федеральных законов в связи с принятием закона № 217-ФЗ.

Упомянутой же статьёй 54 закона № 217-ФЗ введены переходные

положения. Пунктами 2 и 3 статьи 54 закона № 217-ФЗ предусмо-

трено применение со дня вступления в силу закона № 217-ФЗ к со-

зданным до 1 января 2019 года:

садоводческим некоммерческим партнёрствам;
дачным некоммерческим партнёрствам;
огородническим некоммерческим партнёрствам, —

до приведения их уставов в соответствие со статьями 1–28 закона

№ 217-ФЗ, содержащих положения о садоводческих (огородниче-

ских) некоммерческих товариществах.

Созданные же до 1 января 2019 года садоводческие и огородни-

ческие кооперативы (п. 4 ст. 54 закона № 217-ФЗ):

должны быть преобразованы в товарищества собственников не-

движимости или

должны привести свои уставы в соответствие с законодатель-

ством РФ о сельскохозяйственной кооперации при первом их из-

менении в случае принятия их членами решения об осуществле-

нии деятельности по производству, переработке и сбыту продук-

ции растениеводства или иной деятельности, не связанной

с ведением садоводства и огородничества на садовых и огород-

ных земельных участках.

Учредительные документы, а также наименования некоммерче-

ских организаций, созданных гражданами для ведения садоводства,

огородничества или дачного хозяйства до 1 января 2019 года, под-

лежат приведению в соответствие со статьями 1–28 закона

№ 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов ука-

занных организаций. Учредительные документы указанных орга-

низаций до приведения их в соответствие с названными статьями

закона № 217-ФЗ действуют в части, не противоречащей всё

тому же закону № 217-ФЗ (п. 5 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

Изменения наименований некоммерческих организаций, создан-

ных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дач-

ного хозяйства, в связи с их приведением в соответствие со стать-

ями 1–28 закона № 217-ФЗ не требуют внесения изменений в пра-

воустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние

наименования. Внесение таких изменений может осуществляться

по желанию заинтересованных лиц (п. 6 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

Как видим, законом № 217-ФЗ срок, в течение которого садово-

дачные объединения должны привести свои учредительные доку-

менты в соответствие с нормами данного закона, не установлен.

Образованные до начала текущего года товарищества и иные объ-

единения могут продолжать деятельность со своими учредительны-

ми документами сколь угодно долго, за исключением положений,

которые противоречат нормам закона № 217-ФЗ.

Основным документом товарищества является его устав. Что

должно содержаться в уставе, определено статьёй 8 закона

№ 217-ФЗ. Всего 16 позиций, среди них:

предмет и цели деятельности товарищества;
права, обязанности и ответственность членов товарищества;
порядок внесения взносов, ответственность членов товарищества

за нарушение обязательств по внесению взносов.

В качестве «рыбы» для написания раздела устава по правам

и обязанностям члена товарищества логично использовать ста-

тью 11 закона № 217-ФЗ, которой определены таковые. В обязан-

ностях должна быть своевременная уплата взносов, предусмотрен-

ных рассматриваемым законом.

Члены товарищества

Членами товарищества (учредителями) являются граждане, при-

нявшие решение о его учреждении. Они становятся таковыми со

дня государственной регистрации товарищества. Количество учре-

дителей товарищества не может быть менее семи (п. 6, 7 ст. 10 за-

кона № 217-ФЗ). Членами товарищества могут являться исключи-

тельно физические лица.

Граждане, являющиеся членами некоммерческих организаций,

созданных ими для ведения садоводства, огородничества или дач-

ного хозяйства до 1 января 2019 года, сохраняют (п. 29 ст. 54 зако-

на № 217-ФЗ):

своё членство в указанных организациях после дня вступления

в силу закона № 217-ФЗ и

право пользования имуществом общего пользования, располо-

женным на территории ведения ими садоводства или огородни-

чества для собственных нужд, управление которым осуществля-

ет указанная некоммерческая организация.

Основание и порядок принятия в члены товарищества и прекра-

щения членства в товариществе определены статьями 12 и 13 за-

кона № 217-ФЗ.

Принятие в члены товарищества осуществляется на основании

заявления правообладателя садового или огородного земельного

участка, расположенного в границах территории садоводства или

огородничества, которое подаётся в правление товарищества для

вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарище-

ства. В члены товарищества могут быть приняты собственники са-

довых или огородных земельных участков, расположенных в гра-

ницах территории садоводства или огородничества.

Членство в товариществе может быть прекращено:

добровольно;
принудительно;
в связи:

– с прекращением у члена товарищества прав на принадлежа-

щий ему садовый или огородный земельный участок;

– со смертью члена товарищества.

Добровольное прекращение членства в товариществе осуществ-

ляется путём выхода из товарищества. Таковое прекращается со

дня подачи членом товарищества соответствующего заявления

в правление товарищества. При этом принятие решения органами

товарищества о прекращении членства в товариществе не тре-

буется.

Членство в товариществе прекращается принудительно решени-

ем общего собрания членов товарищества со дня принятия такого

решения или с иной даты, определённой данным решением. Такое

решение может быть принято в связи с неуплатой взносов в тече-

ние более двух месяцев с момента возникновения этой обязанности,

если более продолжительный срок не предусмотрен уставом това-

рищества.

Председатель товарищества не позднее чем за месяц до дня про-

ведения общего собрания членов товарищества, на котором плани-

руется рассмотреть вопрос об исключении члена товарищества,

направляет данному физическому лицу предупреждение о недопу-

стимости неисполнения обязанности по уплате взносов. Предупре-

ждение при этом должно содержать рекомендации по устранению

нарушения исполнения этой обязанности. Направляется оно заказ-

ным письмом с уведомлением о вручении по указанным в реестре

членов товарищества адресу места жительства и адресу электрон-

ной почты (при наличии), по которому данным членом товарище-

ства могут быть получены электронные сообщения.

Член товарищества должен быть проинформирован о дате, вре-

мени и месте проведения общего собрания членов товарищества,

на котором должен быть рассмотрен вопрос об исключении его из

числа членов товарищества.

Решение общего собрания членов товарищества о принудитель-

ном прекращении членства в товариществе может быть обжалова-

но в судебном порядке.

В случае исключения члена товарищества ему по указанным

в реестре членов товарищества адресу места жительства и адресу

электронной почты (при наличии), по которому данным членом то-

варищества могут быть получены электронные сообщения, направ-

ляется копия такого решения, а также уведомление, в котором ука-

зываются:

 дата проведения общего собрания членов товарищества, на ко-

тором было принято решение об исключении члена товарище-

ства;

 обстоятельства, послужившие основанием для прекращения

членства в товариществе;

 условия, при выполнении которых исключённый из числа членов

товарищества гражданин может быть принят в товарищество

вновь после устранения нарушения, послужившего основанием

для принудительного прекращения его членства в товариществе.

В связи с прекращением у члена товарищества прав на садовый

или огородный земельный участок или вследствие смерти члена

товарищества членство в товариществе прекращается в день на-

ступления соответствующего события. Решение общего собрания

членов товарищества в связи с указанным обстоятельством не при-

нимается (п. 9 ст. 13 закона № 217-ФЗ).

Руководящие органы товарищества

Высшим органом товарищества является общее собрание членов

товарищества. В товариществе при этом создаются единоличный

исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно

действующий коллегиальный исполнительный орган (правление

товарищества). Формируется также ревизионная комиссия (реви-

зор), порядок создания которой и её предназначение должны быть

определены уставом товарищества.

Общее собрание членов товарищества может быть очередным

или внеочередным.

Очередное общее собрание членов товарищества созывается

правлением товарищества по мере необходимости, но не реже чем

один раз в год.

Председатель товарищества, члены правления товарищества,

ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании

членов товарищества на срок, установленный уставом товарище-

ства, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества

тайным или открытым голосованием. Одно и то же лицо может пе-

реизбираться неограниченное количество раз на должности в ор-

ганах товарищества (п. 1, 3–5 ст. 16 закона № 217-ФЗ).

Председатель товарищества действует без доверенности от име-

ни товарищества (п. 1 ст. 19 закона № 217-ФЗ).

Вопросы, находящиеся в исключительной компетенции общего

собрания членов товарищества, определены статьёй 17 закона

№ 217-ФЗ (23 позиции). Среди них, в частности:

 принятие решения об открытии или о закрытии банковских сче-

тов товарищества (подп. 8 п. 1);

 утверждение приходно-расходной сметы товарищества и приня-

тие решения о её исполнении (подп. 17 п. 1);

 утверждение финансово-экономического обоснования размера

взносов, финансово-экономического обоснования размера платы,

вносимой владельцами садовых земельных участков — не участ-

ков товарищества (подп. 22 п. 1).

Внеочередное общее собрание членов товарищества должно про-

водиться по требованию:

 правления товарищества;

 ревизионной комиссии (ревизора);

 членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов

товарищества.

Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть

проведено также по требованию органа местного самоуправления

по месту нахождения территории садоводства или огородничества.

Сообщение о проведении собрания направляется по адресам,

указанным в реестре членов товарищества (при наличии электрон-

ного адреса уведомление направляется только в форме электронно-

го сообщения).

Общее собрание членов товарищества правомочно, если на ука-

занном собрании присутствует более чем 50 % членов товарищества

или их представителей (п. 19 ст. 17 закона № 217-ФЗ).

Председательствующим на общем собрании членов товарище-

ства является председатель товарищества, если иное решение не

принято этим собранием.

В случаях, определённых правлением товарищества, решение

общего собрания членов товарищества может быть принято в фор-

ме очно-заочного или заочного голосования. Результаты очно-за-

очного голосования при принятии решений общим собранием чле-

нов товарищества определяются совокупностью:

 результатов голосования при очном обсуждении вопросов повест-

ки общего собрания членов товарищества;

 результатов голосования членов товарищества, направивших до

проведения общего собрания членов товарищества свои решения

в письменной форме по вопросам повестки общего собрания чле-

нов товарищества в его правление.

Решения общего собрания членов товарищества являются обя-

зательными для исполнения:

 органами товарищества;

 членами товарищества, а также

 владельцами садовых земельных участков — не участков товари-

щества в части вопросов, касающихся их взаимоотношений с то-

вариществом.

Избранное правление товарищества подотчётно общему собра-

нию членов товарищества. Председатель товарищества является

членом правления товарищества и его председателем. Количество

членов правления товарищества не может быть менее трёх человек

и должно составлять не более пяти процентов от общего числа чле-

нов товарищества.

Заседания правления товарищества созываются председателем

товарищества по мере необходимости в сроки, установленные уста-

вом товарищества. Оно правомочно, если на нём присутствует не

менее половины его членов. Решения правления товарищества при-

нимаются открытым голосованием простым большинством голосов

присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос

председателя товарищества является решающим.

Полномочия правления товарищества определены пунктом 7 ста-

тьи 18 закона № 217-ФЗ. Среди них:

 руководство текущей деятельностью товарищества;

 составление приходно-расходных смет и отчётов правления то-

варищества и представление их на утверждение общему собра-

нию членов товарищества;

 ведение учёта и отчётности товарищества;

 подготовка годового отчёта и представление его на утверждение

общему собранию членов товарищества.

Приходно-расходная смета товарищества должна содержать ука-

зание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества,

перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обес-

печение должностных лиц товарищества. Данная смета может со-

ставляться на календарный год или на иной срок, во время которо-

го предполагается осуществление мероприятий, требующих расхо-

дов товарищества.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товари-

щества, в том числе за деятельностью его председателя и правления

товарищества, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор). Ре-

визионная комиссия состоит не менее чем из трёх членов товари-

щества. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и её

полномочия устанавливаются уставом товарищества и (или) поло-

жением о ревизионной комиссии (ревизоре), утверждённым общим

собранием членов товарищества. Ревизионная комиссия (ревизор)

подотчётна общему собранию членов товарищества (ст. 20 закона

№ 217-ФЗ).

Ответственным лицом за ведение делопроизводства в товарище-

стве является его председатель. Выписки из документов товарище-

ства и копии документов товарищества должны быть заверены пе-

чатью товарищества и подписью председателя товарищества (п. 1

ст. 21 закона № 217-ФЗ).

Статья 15 закона № 217-ФЗ обязало товарищество создавать ре-

естр его членов. Вести его надлежит председателю товарищества

или иному уполномоченному члену правления товарищества. Офор-

мить реестр необходимо не позднее одного месяца со дня государ-

ственной регистрации товарищества. Реестр должен содержать

данные о членах товарищества:

 фамилию, имя, отчество;

 адрес места жительства;

 почтовый адрес, по которому могут быть получены почтовые со-

общения;

 адрес электронной почты, по которому могут быть получены

электронные сообщения (при наличии).

Реестр членов некоммерческих организаций, созданных гражда-

нами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяй-

ства до 1 января 2019 года, признаётся реестром членов садовод-

ческого или огороднического некоммерческого товарищества, пред-

усмотренным упомянутой статьёй 15 закона № 217-ФЗ (п. 33 ст. 54

закона № 217-ФЗ).

Взносы

Законом № 66-ФЗ предусматривалось пять видов взносов, которые

могли вносить члены объединения (абз. 6–10 ст. 1). Причём четыре

из них были в виде денежных средств:

 вступительные — предназначались на организационные расходы

по оформлению документации;

 членские — предназначались для содержания имущества общего

пользования, оплаты труда работников, заключивших трудовые

договоры с таким объединением, и других текущих расходов та-

кого объединения, вносились периодически;

 целевые — предназначались для приобретения (создания) объек-

тов общего пользования;

 дополнительные — предназначались для покрытия убытков, об-

разовавшихся при осуществлении мероприятий, утверждённых

общим собранием членов объединения.

Члены садоводческого, огороднического или дачного потреби-

тельского кооператива могли платить также паевые взносы, под

которыми понимались имущественные взносы, внесённые на при-

обретение (создание) имущества общего пользования.

Под взносами в целях закона № 217-ФЗ понимаются денежные

средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия

в товариществе в соответствии с названным законом, на цели

и в порядке, которые определены указанным законом и уставом то-

варищества. Законом (п. 1 ст. 14) при этом оставлено лишь два вида

взносов: членские и целевые.

Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке,

установленном уставом товарищества. Их периодичность (не может

быть чаще одного раза в месяц) и срок внесения определяются уста-

вом товарищества.

Членские взносы могут быть использованы исключительно на

расходы, связанные (п. 5 ст. 14 закона № 217-ФЗ):

 с содержанием имущества общего пользования товарищества,

в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;

 осуществлением расчётов:

– с организациями, осуществляющими снабжение тепловой

и электрической энергией, водой, газом, водоотведение;

– оператором (региональным оператором) по обращению с твёр-

дыми коммунальными отходами, —

на основании договоров, заключённых товариществом с этими ор-

ганизациями;

 благоустройством земельных участков общего назначения;

 охраной территории садоводства или огородничества и обеспе-

чением в границах такой территории пожарной безопасности;

 выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом

заключены трудовые договоры;

 организацией и проведением общих собраний членов товарище-

ства, выполнением решений этих собраний;

 уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товари-

щества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

 проведением аудиторских проверок товарищества.

Целевые взносы уплачиваются членами товарищества по реше-

нию общего собрания, определяющему их размер и срок внесения,

в порядке, установленном уставом товарищества. Они могут быть

направлены на расходы, исключительно связанные (п. 6 ст. 14 за-

кона № 217-ФЗ):

 с подготовкой документов:

– необходимых для образования земельного участка, находяще-

гося в государственной или муниципальной собственности,

в целях дальнейшего предоставления товариществу такого зе-

мельного участка;

– по планировке территории в отношении территории садовод-

ства или огородничества;

 проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый

государственный реестр недвижимости сведений о садовых или

огородных земельных участках, земельных участках общего на-

значения, об иных объектах недвижимости, относящихся к иму-

ществу общего пользования;

 созданием или приобретением необходимого для деятельности

товарищества имущества общего пользования;

 реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего

собрания членов товарищества.

Как членские, так целевые взносы вносятся на расчётный счёт

товарищества. Устанавливая такой порядок уплаты взносов, зако-

нодатель, похоже, решил перекрыть возможные злоупотребления

руководящих органов товариществ.

Размер взносов в случаях, предусмотренных уставом товарище-

ства, может отличаться для отдельных членов товарищества, если

это обусловлено различным объёмом использования имущества об-

щего пользования в зависимости:

 от размера садового или огородного земельного участка и (или)

 суммарного размера площади объектов недвижимого имущества,

расположенных на таком земельном участке, или

 размера доли в праве общей долевой собственности на такой зе-

мельный участок и (или) расположенные на нём объекты недви-

жимого имущества.

Основанием для определения величины взносов является утвер-

ждённая общим собранием членов товарищества приходно-расход-

ная смета товарищества с финансово-экономическим обосно-

ванием.

При несвоевременной уплате взносов с нерадивого члена това-

рищества могут быть взысканы пени. Их размер и порядок взима-

ния устанавливаются уставом товарищества.

В случае же неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взы-

скать их в судебном порядке.

Собственники садовых или огородных земельных участков, рас-

положенных в границах территории садоводства или огородниче-

ства, могут их использовать для садоводства или огородничества

и не являясь членами товарищества. В таком случае они обязаны

вносить плату:

 за приобретение, создание, содержание имущества общего поль-

зования;

 текущий и капитальный ремонт объектов капитального строи-

тельства, относящихся к имуществу общего пользования и рас-

положенных в границах территории садоводства или огородни-

чества;

 за услуги и работы товарищества по управлению таким имуще-

ством в порядке, установленном законом № 217-ФЗ для уплаты

взносов членами товарищества.

Суммарный ежегодный размер платы при этом устанавливается

в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и член-

ских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии

с законом № 217-ФЗ и уставом товарищества. При её невнесении

плата взыскивается товариществом в судебном порядке (п. 1, 3, 4,

5 ст. 5 закона № 217-ФЗ).

Договоры о пользовании объектами инфраструктуры и другим

имуществом общего пользования некоммерческих организаций,

созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества

или дачного хозяйства до дня вступления в силу закона № 217-ФЗ,

заключённые с указанными организациями и лицами, ведущими

садоводство и огородничество без участия в указанных организа-

циях, сохраняют своё действие в течение года со дня вступления

в силу закона № 217-ФЗ, если меньший срок не предусмотрен таким

договором или соглашением сторон. При этом приведённая выше

плата для лиц — не участников товарищества до истечения срока

действия такого договора не вносится (п. 17 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

Иные новации

Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может

быть признан садовым домом (п. 3 ст. 23 закона № 217-ФЗ). Прави-

тельством РФ должен быть утверждён регламент, на основании ко-

торого будет осуществляться такой перевод домов.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения

о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимо-

сти до 1 января 2019 года с назначением:

 «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами (п. 9

ст. 54 закона № 217-ФЗ);

 «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, пред-

назначенные для отдыха и временного пребывания людей, не

являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, призна-

ются садовыми домами (п. 11 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

При этом замена ранее выданных документов или внесение из-

менений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований

указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена

может осуществляться по желанию их правообладателей.

В случае если расположенные на садовых земельных участках

здания, строения, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января

2019 года с назначением «жилое», «жилое строение», принадлежат

гражданам, которые на указанную дату состоят на учёте в качестве

нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий

жилыми домами в соответствии с пунктом 9 статьи 54 закона

№ 217-ФЗ не является основанием для включения их общей пло-

щади при определении уровня обеспеченности общей площадью

жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помеще-

ний, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по дого-

ворам социального найма, договорам найма жилых помещений жи-

лищного фонда социального использования и (или) принадлежащих

им на праве собственности.

Имущество общего пользования, расположенное в границах тер-

ритории садоводства или огородничества, являющееся недвижи-

мым имуществом, созданное (создаваемое), приобретённое после

дня вступления в силу закона № 217-ФЗ, принадлежит на праве

общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками

земельных участков, расположенных в границах территории садо-

водства или огородничества, пропорционально площади этих

участков.

Право собственности на недвижимое имущество, входящее в со-

став имущества общего пользования, возникает с момента государ-

ственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным

законом от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации

недвижимости».

Имущество общего пользования некоммерческих организаций,

созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества

или дачного хозяйства до 1 января 2019 года, признаётся имуще-

ством общего пользования садоводческих или огороднических не-

коммерческих товариществ. Образованные до указанной даты зе-

мельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования,

являются земельными участками общего назначения (п. 14 ст. 54

закона № 217-ФЗ).

Указанное недвижимое имущество общего пользования в соот-

ветствии с решением общего собрания членов товарищества может

быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц,

являющихся собственниками земельных участков, расположенных

в границах территории садоводства или огородничества, пропор-

ционально площади этих участков, при условии что все собствен-

ники земельных участков, расположенных в границах территории

садоводства или огородничества, выразили согласие на приобрете-

ние соответствующей доли в праве общей собственности на такое

имущество.

Доля в праве общей собственности на имущество общего пользо-

вания собственника садового или огородного земельного участка,

расположенного в границах территории садоводства или огородни-

чества, следует за правом собственности на такой садовый или ого-

родный земельный участок.

Одновременно соответствующие нормы упомянутой статьи 33

закона № 217-ФЗ внесены в статью 123.13 ГК РФ, которой устанав-

ливаются положения в части имущества товарищества собствен-

ников недвижимости. Согласно введённому пункту 2.1 имущество

общего пользования в садоводческом или огородническом неком-

мерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой

собственности лицам, являющимся собственниками земельных

участков, расположенных в границах территории ведения гражда-

нами садоводства или огородничества для собственных нужд, если

иное не предусмотрено законом.

Пункт 3 указанной статьи 123.13 ГК РФ при этом изложен в но-

вой редакции. Согласно нововведению доля в праве общей собствен-

ности на имущество общего пользования, расположенное в грани-

цах территории ведения гражданами садоводства или огородниче-

ства для собственных нужд, собственника садового или огородного

земельного участка следует судьбе права собственности на указан-

ные помещение или земельный участок.

Пункт 15 статьи 54 закона № 217-ФЗ обязал вынести на рассмо-

трение общего собрания членов садоводческого или огородническо-

го некоммерческого товарищества вопрос о безвозмездной переда-

че имущества общего пользования товарищества, являющегося

недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на пра-

ве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющих-

ся собственниками земельных участков, расположенных в границах

территории ведения гражданами садоводства или огородничества

для собственных нужд, до конца 2023 года.

Право коллективной совместной собственности граждан на зе-

мельные участки общего назначения садоводческого или огородни-

ческого некоммерческого товарищества признаётся правом общей

долевой собственности лиц, являющихся собственниками земель-

ных участков, расположенных в границах территории ведения гра-

жданами садоводства или огородничества для собственных нужд,

пропорционально площади этих участков (п. 16 ст. 54 закона

№ 217-ФЗ).

Пункт 2 статьи 27 закона № 217-ФЗ позволяет садоводческому

некоммерческому товариществу на основании принятого решения

общего собрания членов товарищества изменить свой вид на това-

рищество собственников жилья без изменения организационно-

правовой формы товарищества собственников недвижимости в слу-

чае его соответствия нормам жилищного законодательства РФ, ре-

гулирующего создание товарищества собственников жилья. При

этом одновременно должны быть удовлетворены следующие

условия:

 территория садоводства расположена в границах населённого

пункта;

 на всех садовых земельных участках, расположенных в границах

территории садоводства, размещены жилые дома.

Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества

на товарищество собственников жилья не является его реоргани-

зацией.

Аналогичная норма прописана и в статье 54 (п. 12) для неком-

мерческих организаций, созданных гражданами до 1 января

2019 года для ведения садоводства или дачного хозяйства. Они

вправе внести изменения в свой устав, указав в нём организацион-

но-правовую форму «товарищество собственников недвижимости»

и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия

нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание

товарищества собственников жилья, при одновременном соответ-

ствии названным выше условиям:

земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населённого пункта;
на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

Указанное изменение устава некоммерческой организации до-

пускается после изменения вида разрешённого использования ука-

занных земельных участков на вид разрешённого использования,

предусматривающий индивидуальное жилищное строительство

(п. 13 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

Владельцы огородного земельного участка могли на нём возвести

хозяйственные строения и сооружения, которые являются объек-

тами капитального строительства (не являются самовольными по-

стройками), и зарегистрировать на них право собственности до

1 января 2019 года. Зарегистрированное право собственности

в силу пункта 32 статьи 54 закона № 217-ФЗ сохраняется.

Статьёй 51 закона № 217-ФЗ внесены дополнения в статью 5 Фе-

дерального закона от 29.12.14 № 459-ФЗ «О внесении изменений

в Закон Российской Федерации „О недрах“ и отдельные законода-

тельные акты Российской Федерации». Новый пункт 3 этой статьи

позволяет некоммерческим организациям, созданным гражданами

для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства,

осуществлять добычу подземных вод для целей их хозяйственно-

бытового водоснабжения до 1 января 2020 года без получения ли-

цензии на пользование недрами.

Статьёй 31 закона № 217-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от

21.02.92 № 2395-1 «О недрах». Введённая статья 19.2 позволяет са-

доводческим некоммерческим товариществам и (или) огородниче-

ским некоммерческим товариществам осуществлять в порядке,

установленном законами и иными нормативными правовыми ак-

тами субъектов РФ, добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ.

Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ осуществляется:

  • без проведения геологического изучения недр;
  • проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
  • согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
  • представления доказательств того, что товарищества обладают

 или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ при этом должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

Олег МИТРИЧ, аудитор

 

Номер журнала:

Поделиться: