Если вы решили сменить сотовую компанию

Не так давно у абонентов сотовой связи появилась наконец возможность сменить сотовую компанию, сохранив при этом номер (в документах сотовых операторов данная услуга именуется Mobile Number Portability — MNP). Статья представляет собой рекомендации по наиболее часто возникающим при этом вопросам.

В принципе, не так важно, по каким причинам вы решили сменить сотового оператора. Это может быть качество связи, которое перестало устраивать, неудовлетворительная работа сети или клиентских служб, неинтересные тарифы... в общем, что угодно. Главное, что у абонента появилась возможность освободиться от «мобильного рабства», для чего необходимо желание и как минимум семь дней.

Такая возможность появилась с 1 декабря 2013 года, когда вступили в силу изменения в профильную нормативную базу (имеется в виду Федеральный закон от 25.12.12 № 253-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 15.07.13 № 599).

В апреле 2014 года был определён срок, в течение которого новый оператор должен перенести номер в свою сеть.

Абонент вправе сам выбрать дату и время начала оказания услуг новым оператором, но при условии, что новый оператор начнёт оказывать услуги не ранее восьмого дня, но и не позднее шести месяцев после заключения договора оказания услуг связи.

В случае если абонент не укажет никакого срока, то оказание услуг новым оператором начнётся с 1 часа до 6 часов на восьмой день после заключения договора (подп. «г» п. 48 (3), п. 48 (5), 48 (6) Правил оказания услуг подвижной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 25.05.05 № 328, далее — правила).

Установлены следующие ограничения по смене оператора:

  • перенести можно только «кривой», федеральный номер. Запрет на перенос прямых номеров — временная мера, обусловленная тем, что правила применяются в отношении подвижной, а не фиксированной связи, к которой относятся и прямые номера, даже если услугу оказывает сотовая компания;
  • абонент вправе перейти от одного оператора к другому в пределах лишь одного субъекта РФ (подп. «д» п. 27 правил). Если вы заключили договор связи, к примеру, в Санкт-Петербурге, то нет возможности воспользоваться услугой по смене номера в Москве;
  • перенос невозможен, если нынешний оператор приостановил обслуживание вашего номера (по причине утраты сим-карты, непогашенной задолженности или решения суда (подп. «д» п. 48 (17) правил));
  • менять оператора можно не раньше чем через 60 дней после последней смены оператора (п. 48 (26) правил).

Поменять сотового оператора через интернет, в том числе через сервис «Личный кабинет», не получится. Необходимо лично явиться в офис вашего нынешнего оператора или в офис представителя, уполномоченного заключать договоры (как правило, салоны сотовой связи такие полномочия имеют) (п. 24, 48 (2) правил).

Операция производится при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (п. 18, подп. «б» 48 (3) правил). Если же, к примеру, ваш номер оформлен на другое лицо, то сменить оператора вы сможете только при предъявлении нотариально удостоверенной доверенности (п. 16 правил).

Напомним на всякий случай, что теперь продажа сотовых контрактов без предъявления паспорта невозможна. Вы наверняка обратили внимание на то, что с улиц исчезли лотки, торгующие «красивыми» номерами, «безлимитками», т. е. сим-картами, непонятно на кого оформленными. Дело в том, что теперь установлен запрет на продажу сим-карт в нестационарных торговых объектах, исключая специально оборудованные транспортные средства — мобильные офисы обслуживания абонентов (п. 1 ст. 44, ст. 13.30 Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи»).

Для заключения договора об оказании услуг связи всегда требовалось предъявлять паспорт (п. 18, подп. «д» п. 19 правил), но, как это часто бывает, не было установлено никакой ответственности за это. Соответственно это правило свободно нарушалось.

Теперь установлено, что лица, действующие от имени оператора связи, при заключении договора с абонентом обязаны внести в договор сведения об абоненте на основании представленных документов, а также направить один экземпляр подписанного договора оператору связи не позднее 10 дней после заключения договора (п. 6 закона № 126-ФЗ, п. 24 правил).

За неисполнение этих требований (в том числе за включение в договор недостоверных сведений об абоненте) введена административная ответственность (ст. 13.30 КоАП РФ):

  • от 2000 до 5000 руб. — для продавцов — физических лиц;
  • от 5000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;
  • от 100 000 до 200 000 руб. — для юридических лиц.

Штрафы грозят также продавцам сим-карт, не уполномоченным оператором связи (ст. 13.29 КоАП РФ).

Кстати, если у вас подключена услуга автоматического пополнения счёта — автоплатёж (т. е. с банковской карты автоматически списывается определённая сумма в оплату услуг связи, когда остаток на счёте становится ниже какого-то лимита), то вам придётся уточнить порядок оказания этой услуги при смене оператора в вашем банке.

Дело в том, что автоплатёж — это банковская услуга, списание денег с вашего банковского счёта по распоряжению клиента (п. 1 ст. 854 ГК РФ). Как правило, для обеспечения информационного взаимодействия и технической возможности оказания услуги банки и сотовые операторы заключают специальные соглашения. У каждого банка, предлагающе го подключить автоплатёж, есть перечень операторов связи, с которыми такие соглашения заключены. Впрочем, независимо от того, есть ли в этом перечне ваш новый оператор, при смене оператора, если банк не был уведомлен об этом, он может отправить деньги прежнему оператору. Если вины банка в этом нет, то придётся решать вопрос возврата денег с прежним оператором.

Рекомендуется перед сменой оператора отключить автоплатежи и снова подключить эту удобную услугу после того, как вы окончательно перейдёте к новому оператору.

Далее вы идёте в офис своего нынешнего оператора, где сможете написать заявление о расторжении договора об оказании услуг связи с прежним оператором (так называемым оператором-донором) и о перенесении номера к новому оператору, а также заключить договор об оказании услуг связи с новым оператором (п. 48 (2) правил).

За перенос номера надо будет заплатить, но по прямому указанию закона стоимость услуги не должна превышать 100 руб. (п. 4 ст. 44 закона № 126-ФЗ).

Получаете сим-карту нового оператора, который обязан информировать вас обо всех стадиях переноса номера с помощью эсэмэсок (иной порядок может быть предусмотрен договором (п. 48 (8) правил)).

На какое-то время у вас будет две сим-карты — старая и новая, которая начнёт функционировать после окончательного переноса номера.

Далее необходимо погасить все долги перед старым оператором, потому что если по истечении дня, следующего за днём заключения договора с новым оператором, за вами будет числиться долг, то его надо будет погасить в течение 48 часов, в противном случае перенос номера будет невозможен (п. 48 (16), 48 (17) правил).

В случае если на счёте у старого оператора остались какие-то неиспользованные деньги, то автоматического перевода на счёт у нового оператора не произойдёт. Абонент вправе потребовать возврата оставшихся средств, обратившись к старому оператору с заявлением о возврате неиспользованного остатка денег, в связи с тем что договор между вами прекращён и фактически вы услугами связи на эту сумму не воспользовались (п. 45 правил, ст. 779 ГК РФ). Срок для возврата денег, скорее всего, указан во внутренних правилах оказания услуг оператора связи или в договоре об оказании услуг связи, в любом случае срок должен быть разумным.

В случае если долг образуется в процессе перенесения номера, новый оператор уведомит об этом, и в течение 10 дней после такого уведомления вам необходимо будет погасить его, иначе оператор приостановит оказание услуг (п. 45 (2) правил).

О моменте переноса абонент должен быть уведомлен заранее, потому что старая сим-карта перестанет работать и надо будет установить сим-карту новую. Какое-то время после этого возможны технические проблемы — так, первые полчаса может не работать исходящая связь и шесть часов — входящая (п. 48 (20) правил).

ВАЖНО:

Поменять сотового оператора через интернет, в том числе через сервис «Личный кабинет», не получится. Необходимо лично явиться в офис вашего нынешнего оператора или в офис представителя, уполномоченного заключать договоры.

Рекомендуется перед сменой оператора отключить автоплатежи и снова подключить эту удобную услугу после того, как вы окончательно перейдёте к новому оператору.

На какое-то время у вас будет две сим-карты — старая и новая, которая начнёт функционировать после окончательного переноса номера.

Татьяна ЮРЧЕНКО, эксперт ООО «Связист»

 

Номер журнала:

Поделиться: