Уплата дополнительных страховых взносов

Отдельного объекта обложения, необлагаемых выплат и порядка расчёта базы для начисления в отношении страховых взносов, подлежащих уплате по дополнительным тарифам, Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не устанавливает. Взносы по дополнительным тарифам исчисляются с той же расчётной базы, которая используется страхователем при расчёте взносов по применяемому им тарифу. Но при этом положение пункта 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ о предельной величине базы для начисления взносов во внебюджетные фонды (624 000 руб. в текущем году (постановление Правительства РФ от 30.11.13 № 1101)) не применяется (п. 3 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ).

На то, что в базу для начисления дополнительных страховых взносов включаются выплаты и вознаграждения, упомянутые в пункте 1 статьи 8 закона № 212-ФЗ, указано в письмах ПФР от 30.12.13 № НП-30-26/20622, Минтруда России от 05.06.13 № 17-3/10/2-3105 (руководство фонда указанное письмо трудовиков направило в управления и отделения ПФР для использования в работе письмом ПФР от 28.06.13 № ТМ-30-26/9649).

Напомним, что законом № 173-ФЗ установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В упомянутом пункте 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ приведён перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного в этих целях возраста, а именно: 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин (п. 1 ст. 7 закона № 173-ФЗ). Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ на досрочное назначение пенсии по старости имеют право граждане, выработавшие определённое время на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. К выплатам в пользу работников, занятых на данных видах работ, в текущем году дополнительный тариф страховых взносов возрос с 4 до 6 % (п. 1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ).

Пример 1

Работнику, занятому на подземных работах, в июне начислено 90 000 руб. Сумма дохода сотрудника, включаемого в базу по исчислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, на 30 мая — 595 000 руб. С совокупного дохода работника за январь–май страхователем было начислено:

  • 130 900 руб. (595 000 руб. × 22 %) — в ПФР на страховую часть по общему тарифу;
  • 35 700 руб. (595 000 руб. × 6 %) — в ПФР по дополнительному тарифу;
  • 17 255 руб. (595 000 руб. × 2,9 %) — в ФСС России;
  • 30 345 руб. (595 000 руб. × 5,1 %) — в ФФОМС.

Доход работника, с которого исчисляются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, по итогам первого полугодия превысил предельную величину базы (685 000 (595 000 + 90 000) > 624 000). С учётом этого с его июньского заработка страхователю надлежит перечислить:

  • 12 480 руб. (((624 000 руб. – 595 000 руб.) × 22 %) + ((685 000 руб. – 624 000 руб.) × 10 %) – 130 900) — в ПФР по общему тарифу;
  • 5400 руб. (685 000 руб. × 6 % – 35 700 руб.) — в ПФР по дополнительному тарифу;
  • 841 руб. (624 000 руб. × 2,9 % – 17 255 руб.) — в ФСС России;
  • 1479 руб. (624 000 руб. × 5,1 % – 30 345 руб.) — в ФФОМС.

Досрочно трудовая пенсия по старости в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ назначается также лицам, отработавшим определённое время на работах с тяжёлыми условиями труда. С выплат в пользу работников, выполняющих трудовые обязанности в таких условиях, в текущем году исчисляются пенсионные взносы по дополнительному тарифу в размере 4 % (и этот тариф возрос на 2 % (4 – 2)) (п. 2 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ).

Подпунктами 3–18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ установлено право на досрочный выход на пенсию для лиц, выработавших определённый стаж в отдельных отраслях или по отдельным профессиям (должностям, специальностям). В каждом случае речь идёт о вредных, тяжёлых или опасных условиях труда (под «вредными» работами далее понимаются виды работ, перечисленные в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ).

Пример 2

Работнику, занятому на работах с тяжёлыми условиями труда, в мае было начислено 55 000 руб. Совокупность его доходов, включаемых в базу по исчислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, на 30 апреля — 325 000 руб.

С майского заработка работника страхователю надлежит перечислить:

  • 12 100 руб. ((325 000 руб. + 55 000 руб.) × 22 % – 71 500 руб.) — в ПФР на страховую часть;
  • 2200 руб. ((325 000 руб. + 55 000 руб.) × 4 % — 13 000 руб.) — в ПФР на страховую часть по дополнительному тарифу;
  • 1595 руб. ((325 000 руб. + 55 000 руб.) × 2,9 % – 9425 руб.) — в ФСС России;
  • 2805 руб. ((325 000 руб. + 55 000 руб.) × 5,1 % – 16 575 руб.) — в ФФОМС,

где 71 500 руб. (325 000 руб. × 22 %), 13 000 руб. (325 000 руб. × 4 %), 9425 руб. (325 000 руб. × 2,9 %), 16 575 руб. (325 000 руб. × 5,1 %) — суммы страховых взносов в ПФР по общему и дополнительному тарифам, в ФСС России и ФФОМС, начисленные с дохода работника за январь–апрель соответственно.

Влияние специальной оценки условий труда

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым отменено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и по оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам её проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Таковыми могут быть: оптимальные условия труда (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс). Вредные условия труда при этом подразделяются по степеням вредности от 1-й степени до 4-й (подклассы 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 соответственно) (п. 1, 2 ст. 3, ст. 14 закона № 426-ФЗ).

Если до начала текущего года работодателем была проведена аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не осуществляться в течение пяти лет со дня её завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно. Исключением являются случаи возникновения обстоятельств, при которых должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда. Работодатель по своему усмотрению может провести специальную оценку условий труда, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, осуществлённой до 1 января 2014 года (п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ).

Одновременно с законом № 426-ФЗ был принят Федеральный закон от 28.12.13 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“». Им были внесены изменения в ТК РФ, УК РФ, КоАП РФ и десять федеральных законов, в том числе и в законы:

  • от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 4 закона № 421-ФЗ);
  • от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 9 закона № 421-ФЗ) и
  • упомянутый закон № 212-ФЗ (ст. 13 закона № 421-ФЗ).

Так, статья 58.3 закона № 212-ФЗ дополнена пунктом 2.1. Данной нормой определены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР от 0 до 8 % в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (приведены в таблице 1).

Появился новый пункт 2.1 и в статье 33.2 закона № 167-ФЗ, которой устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей. Во ведённой норме приводены те же значания тарифов, что и в таблице 1, но при этом уточняется, что они представляют солидарную часть тарифа страховых взносов.

Если рабочие места сотрудников, привлечённых к «вредным» работам, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, произведённой до 1 января 2014 года, признаны вредными и (или) опасными, размер страховых взносов, исчисленных с начислений таких работников, определяется с использованием дополнительных тарифов, приведённых в пункте 2.1 статьи 58 закона № 212-ФЗ (п. 5 ст. 15 закона № 421-ФЗ).

Пример 3

Несколько изменим условие примера 2: по проведённой работодателем в 2013 году аттестации рабочее место, на котором сотрудник осуществляет свои трудовые функции, признано с вредными условиями труда 1-й степени (подкласс 3.1).

Поскольку рабочее место сотрудника по результатам аттестации отнесено к подклассу 3.1, то при исчислении дополнительных страховых взносов используется величина тарифа, установленная пунктом 2.1 статьи 58.3 закона № 212-ФЗ для данного подкласса, — 2 %. С учётом этого с начисленного дохода работнику в мае страхователь должен перечислить в ПФР на страховую часть по дополнительному тарифу 1100 руб. ((325 000 руб. + 55 000 руб.) × 2 % – 6500 руб.), где 6500 руб. (325 000 руб. × 2 %) — сумма начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу с совокупного дохода работника за январь–апрель.

Как видим, в выигрыше оказываются работодатели, у которых по результатам аттестации рабочие места отнесены к подклассу 3.1. Отнесение же рабочих мест по результатам аттестации к подклассам 3.3 и 3.4 приводит к увеличению исчисляемых страховых взносов.

Величины дополнительных тарифов в зависимости от проведения или непроведения аттестации рабочих мест и времени её проведения приведены в таблице 2.

Законодатель не распространил указанную норму по использованию тарифов пункта 2.1 страхователями, имеющими рабочие места, которые по результатам аттестации признаны оптимальными и допустимыми. Поэтому они продолжают начислять дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным в зависимости от отнесения вида работ к подпункту 1 или подпунктам 2–18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ.

В следующем году дополнительные тарифы страховых взносов, установленные пунктами 1 и 2 статьи 58.3 закона № 212-ФЗ, увеличиваются соответственно до 9 и 6 %. Признание по результатам специальной оценки условий труда рабочих мест по видам работ, указанным:

  • в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ — с опасными условиями труда, а
  • в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ — с вредными условиями труда 1-й и 2-й степени, —

несколько снижает страховую нагрузку работодателя. Ведь размер дополнительного тарифа в первом случае уменьшается на 1 % (9 – 8), во втором же, при подклассе 3.2, — на 2 % (6 – 4), а при подклассе 3.1 — на 4 % (6 – 2).

Признание рабочих мест по видам работ, перечисленных в указанных подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда допустимыми или оптимальными (что, конечно, маловероятно) позволит работодателю освободиться от обязанности начисления страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо ПФР от 12.02.14 № НП-30-26/1707).

Выполнение работодателем обязанности по исчислению страховых взносов по дополнительному тарифу и их уплате непосредственно влияет на сохранение права за работником на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно пункту 3 статьи 27 закона № 173-ФЗ периоды «вредной» работы, имевшей место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (далее — льготный стаж), в том случае, если страхователь начислял и уплачивал страховые взносы по дополнительным тарифам. Причём условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1–18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ, применяются при условии соответствия класса условий труда на рабочих местах по «вредным» работам вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 10 закона № 421-ФЗ).

Названное условие не препятствует в переходный период, пока на рабочих местах по «вредным» работам не будет установлен класс условий труда по результатам специальной оценки условий труда, в льготный стаж включать периоды занятости на рабочих местах на «вредных» работах. Это, в частности, касается и рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми. Главное, чтобы работодатель в данный период начислял и уплачивал страховые взносы по дополнительным тарифам (п. 4 ст. 15 закона № 421-ФЗ).

Разъяснения пенсионщиков

В упомянутом письме ПФР № НП-30-26/20622 руководство фонда разъяснило некоторые моменты начисления дополнительных страховых взносов.

Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам зависит от занятости работника на «вредных» работах в месяце, в котором ему производится начисление выплат и вознаграждений. Условия же занятости сотрудника в периоде, за который выплаты и вознаграждения начисляются, на исчисление рассматриваемых страховых взносов не влияют. Именно поэтому при полной занятости работника в течение месяца на «вредных» работах исчисление дополнительных страховых взносов осуществляется со всех начисленных в данном месяце в пользу сотрудника выплат и вознаграждений, включаемых в облагаемую базу. Период, за который производятся указанные выплаты, не важен. Следовательно, в расчёт могут войти и выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Пример 4

Сотрудник организации с 1 января по 31 марта 2014 года выполнял свои трудовые функции на работах с тяжёлыми условиями труда (подп. 2 п. 1 ст. 27 закона № 173-ФЗ). До того он трудился и после 1 апреля трудится на рабочем месте с нормальными условиями труда. Его заработная плата — 35 000 руб. в месяц. В феврале ему была выплачена премия за IV квартал 2013 года в сумме 39 400 руб., а в мае — премия за I квартал 2014 года в сумме 51 800 руб. При исчислении страховых взносов во внебюджетные фонды страхователь использует общие тарифы.

Страховые взносы в ПФР с выплат в пользу работника за февраль организацией начисляются как по общему тарифу, так и по дополнительному. Хотя работнику и выплачена премия, когда он трудился на обычном рабочем месте, база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу совпадает с величиной обычной базы — 74 400 руб. (35 000 + 39 400). Исходя из этого страховые взносы в ПФР начислены в суммах:

  • 16 368 руб. ((35 000 руб/мес. × 2 мес. + 39 400 руб.) × 22 % – 7700 руб.) — по основному тарифу;
  • 2976 руб. ((35 000 руб. × 2 мес. + 39 400 руб.) × 4 % – 1400 руб.) — по дополнительному тарифу,
  • где 7700 руб. (35 000 руб. × 22 %) и 1400 руб. (35 000 руб. × 4 %) — суммы страховых взносов, начисленных за январь по общему и дополнительному тарифу.

Несмотря на то что в мае помимо оклада работнику выплачена премия за выполнение трудовых функций на «вредной» работе, страховые взносы по дополнительному тарифу организацией не начисляются, поскольку работник в этом месяце трудился на рабочем месте с нормальными условиями труда. Следовательно, с начисления работника за май, 86 800 руб. (35 000 + 51 800), организация исчислит страховые взносы в ПФР только по общему тарифу 19 096 руб. ((35 000 руб/мес. × 5 мес. + 39 400 руб. + 51 800 руб.) × 22 % – 39 468 руб.), где 39 468 руб. ((35 000 руб/мес. × 4 мес. + 39 400 руб.) × 22 %) — начисленная сумма страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части по общему тарифу за январь–апрель.

Напомним, что Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516 (далее — правила).

К неотработанным периодам, включаемым в льготный стаж, относятся, в частности (п. 5, 9 правил):

  • дни, приходящиеся на время ежегодного основного и дополнительного отпуска, предоставленного за год, в котором были периоды, включаемые в льготный стаж;
  • дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности, если работник заболел в течение периода, включаемого в льготный стаж;
  • дни, когда работника, занятого на «вредных» работах, по производственной необходимости переводили на работу, не дающую права на досрочное назначение пенсии (не более одного месяца в течение года).

В то же время в льготный стаж не включаются периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если причиной отстранения явились (п. 9 правил):

  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • медицинское заключение в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором. Это не касается периода, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о её трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением;
  • требование органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • непрохождение работником в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;
  • непрохождение сотрудником в установленном порядке обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра;
  • другие случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Также не включаются в льготный стаж периоды простоя (и по вине работодателя, и по вине работника).

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжёлыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2–18 статьи 27 закона № 173-ФЗ, так и на работах с нормальными условиями труда исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учётом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости) пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжёлыми и опасными условиями труда. Исчисление фактически отработанного времени на соответствующих видах работ с вредными, тяжёлыми и опасными условиями труда в случае занятости работника в течение полного рабочего дня должно производиться в рабочих днях, а в случае занятости работника на условиях неполного рабочего дня — в часах.

Исходя из этого базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за месяц, в котором не все дни приходятся на время занятости на «вредных» работах или на неотработанные периоды, включаемые в льготный стаж (Бдт), можно определить из выражения:

Бдт = (КРДотр. вр. пр. + КРДнеотр.) : КРДм × Вобл.,

где КРДотр. вр. пр. — количество рабочих дней (часов) в месяце по графику организации, приходящихся на время, отработанное на «вредных» работах; КРДнеотр. — количество рабочих дней (часов), приходящихся на неотработанные периоды, включаемые в льготный стаж; КРДм — общее количество рабочих дней (часов) в месяце по графику организации; Вобл. — сумма начисленных выплат и вознаграждений работнику за месяц, которая включается в базу для исчисления страховых взносов в ПФР.

Пример 5

В мае 2014 года сотрудник, оклад которого 35 000 руб/мес., из 19 рабочих дней отработал на «вредных» работах 12 дней, в нормальных условиях — 7 дней. Выплаты и вознаграждения в пользу сотрудника облагаются страховыми взносами по дополнительному тарифу, составляющему 4 %. В этом месяце начислена премия за I квартал 2014 года 37 200 руб.

За май работнику начислено 72 200 руб. (35 000 + 37 200). Исходя из этого:

  • стоимость его одного рабочего дня — 3800 руб/дн. (72 200 руб. : 19 дн.);
  • величина базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу — 45 600 руб. (3800 руб/дн. × 12 дн.);
  • сумма самих же страховых взносов в ПФР за май, исчисленных с дохода работника по дополнительному тарифу, — 1824 руб. ((А руб. + 45 600 руб.) × 4 % – А руб. × 4 %),

где А руб. — размер базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за январь–апрель; А руб. × 4 % — величина исчисленных страховых взносов по дополнительному тарифу за январь–апрель.

Выше приводилось, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. В стаж при этом включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж.

Пример 6

Работник с 12 по 19 мая (5 рабочих дней) находился в дополнительном отпуске, предоставленном ему за работу с вредными условиями труда. Оставшиеся в этом месяце 14 рабочих дней он трудился на рабочем месте с нормальными условиями труда. За май работнику начислено 11 260,53 руб. в виде отпускных и 25 789,47 руб. (35 000 руб. : 19 дн. × 14 дн.) за отработанные рабочие дни.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в ПФР, составила 37 050 руб. (11 260,53 + 25 789,47).

Дни, приходящиеся на время дополнительного отпуска, предоставленного за работу с вредными условиями труда, включаются в льготный стаж работника.

Из 19 рабочих дней мая сотрудник отработал на работах с обычными условиями труда 14 дней, 7 календарных дней он находился в дополнительном отпуске, включаемом в льготный стаж, из которых 5 дней приходится на рабочие дни.

Стоимость 1 рабочего дня сотрудника в мае — 1950 руб/дн. (37 050 руб. : 19 дн.). Исходя из этого база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу (4 %) равна 9750 руб. (1950 руб/дн. × 5 дн.), сумма же страховых взносов, исчисленная по данному тарифу, при этом составит 390 руб. ((А руб. + 9750 руб.) × 4 % – А руб. × 4 %), где А руб. — база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за январь-апрель, А руб. × 4 % — сумма начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу за январь–апрель.

 

Дни, отработанные работником, занятым на «вредных» работах, на рабочем месте с нормальными условиями труда в связи с его переводом по производственной необходимости согласно правилам включаются в льготный стаж (не более одного месяца в течение года). Ссылаясь на это положение, пенсионщики настоятельно рекомендуют исчислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжёлыми и опасными условиями труда (п. 12 письма).

Пример 7

Работник, занятый на работах с тяжёлыми условиями труда, с 19 по 30 мая в связи с производственной необходимостью был переведён на работу с нормальными условиями труда (такой перевод в текущем году осуществлён впервые). В мае работнику было начислено 35 000 руб.

Несмотря на то что 10 рабочих дней сотрудник отработал на рабочем месте с нормальными условиями труда, этот период в силу пункта 5 правил учитывается при определении льготного стажа, поскольку продолжительность такой работы не превысила одного календарного месяца в году.

Последовав рекомендациям пенсионщиков, организация включила в базу для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам всю начисленную работнику выплату за май — 35 000 руб. С учётом этого сумма страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу 4 % составила 1400 руб. ((А руб. + 35 000 руб.) × 4 % – А руб. × 4 %), где А руб. — база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за январь–апрель, А руб. × 4 % — сумма начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу за январь–апрель.

Не исключена ситуация, когда работник, являющийся внутренним совместителем, выполняет свои трудовые функции:

на основном рабочем месте с вредными условиями труда;

по совместительству — на рабочем месте с нормальными условиями труда.

В этом случае страховые взносы по дополнительному тарифу пенсионщики предлагают исчислять со всех сумм выплат работнику, которые признаются объектом обложения страховыми взносами, пропорционально количеству часов, фактически отработанных во вредных условиях труда (п. 13 письма).

Пример 8

Работник, являющийся внутренним совместителем, по основному месту занят на работах с тяжёлыми условиями труда, по совместительству — на рабочем месте с нормальными условиями труда. В мае по основному месту он отработал 151 час, за что ему было начислено 35 000 руб., за 75 отработанных часов по совместительству ему начислено 12 460 руб.

Общий доход работника, включаемый в базу для исчисления страховых взносов в ПФР, за май составил 47 460 руб. (35 000 + 12 460), всего же в этом месяце сотрудник отработал 226 часов (151 + 75). Стоимость одного часа работника — 210 руб/час (47 460 руб. : 226 час.).

В базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу 4 % за этот месяц включается 31 710 руб. (210 руб/час × 151 час.). Тогда сумма страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу — 1268,40 руб. ((А руб. + 31 710 руб.) × 4 % – А руб. × 4 %), где А руб. — база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за январь-апрель, А руб. × 4 % — сумма начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу за январь–апрель.

Работник, занятый на «вредных» работах, может заключить с работодателем отдельный гражданско-правовой договор. При этом выполнение обязанностей по такому договору не связано с работой с тяжёлыми условиями труда. Страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении такого работника исчисляются только с сумм выплат, произведённых ему за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений). На вознаграждение по гражданско-правовому договору страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются.

Пример 9

Несколько изменим условие примера 8: работником, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, в мае был заключён с работодателем гражданско-правовой договор, сумма вознаграждения по которому — 15 000 руб.

Общий доход работника, включаемый в базу для исчисления страховых взносов в ПФР, за май составил 50 000 руб. (35 000 + 15 000). Эта сумма учитывается в базе для начисления страховых взносов по общему тарифу. В базу же по исчислению страховых взносов по дополнительному тарифу включается лишь заработная плата работника 35 000 руб., поскольку с вознаграждения по гражданско-правовому договору страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются.

В случае занятости работника одновременно на видах работ, указанных в подпункте 1 и в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 закона № 212-ФЗ, в рамках одного трудового договора страховые взносы по дополнительному тарифу надлежит исчислять со всех сумм выплат по наибольшему тарифу (п. 14 письма) — 6 % в текущем году.

Этот тариф предлагается использовать и в отношении выплат в пользу работников, занятых на подземных работах, по которым учёт специального стажа (по утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда или Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение) зависит от времени занятости на подземных работах.

Так, руководители и специалисты управлений, партий, контор и других предприятий, выполняющих работы в подземных условиях, получают право на досрочную пенсию по старости, если их занятость на подземных работах составляет 50 % рабочего времени в году (в учётном периоде) и более. На дату начисления выплат упомянутым сотрудникам, как видим, существует неопределённость по поводу времени их привлечения к подземным работам. Поэтому и предлагается исчислять страховые взносы по максимальному дополнительному тарифу. По окончании же расчётного (учётного) периода страхователь может произвести перерасчёт страховых взносов по дополнительному тарифу на основании расчёта времени фактической занятости работника на подземных работах (п. 10 письма).

Владимир ФЕДОРОВИЧ, эксперт «ПБУ»

ВАЖНО:

Работодатели при начислении выплат сотрудникам, занятым на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда, виды которых перечислены в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», помимо начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по тарифу, применяемому страхователем в целом, обязаны исчислить страховые взносы и по дополнительным тарифам.

Подпунктами 3–18 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ установлено право на досрочный выход на пенсию для лиц, выработавших определённый стаж в отдельных отраслях или по отдельным профессиям (должностям, специальностям).

Работодатель по своему усмотрению может провести специальную оценку условий труда, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, осуществлённой до 1 января 2014 года.

В выигрыше оказываются работодатели, у которых по результатам аттестации рабочие места отнесены к подклассу 3.1.

 

Номер журнала:

Поделиться: