Социальный налоговый вычет по расходам на учёбу

В наш динамичный век без достаточно хорошего образования трудно рассчитывать на успехи в профессиональной деятельности. Новые производства и технологии, обновлённые стандарты, нормы и нормативы, изменения законодательства, влекущие за собой иные «правила игры», требуют в том числе и постоянного совершенствования приобретённых знаний и навыков. Поэтому учиться приходится практически всем — людям как среднего, так и преклонного возраста, не говоря уже о молодых.

Действующее законодательство РФ о налогах и сборах позволяет налогоплательщикам — физическим лицам частично компенсировать затраты на своё обучение и обучение детей посредством получения социального налогового вычета по НДФЛ (подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Для получения такого вычета физическому лицу необходимо обратиться в инспекцию ФНС России по месту жительства лично, так как данный вычет предоставляется только налоговой службой (п. 2 ст. 219 НК РФ). Поэтому всем, кто осуществил затраты на обучение, для получения рассматриваемого вычета придётся подавать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 10.11.11 № ММВ-7-3/760), включив в неё при этом и лист Ж2 «Расчёт социальных вычетов».

Воспользоваться же социальным налоговым вычетом на обучение могут только те налогоплательщики, доходы которых облагаются НДФЛ по налоговой ставке 13 % (п. 3 ст. 210 НК РФ). Рассматриваемый вычет предоставляется в сумме, фактически истраченной, с учётом ограничений, установленных подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 219 НК РФ.

Собственное обучение
Социальный налоговый вычет по расходам на своё обучение предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения (абз. 1, 3 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.11 № 20-14/4/015677).

В приведённой норме законодатель употребил понятие «образовательное учреждение», которое использовалось в действовавшем вплоть до 31 августа 2013 года включительно Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании». Образовательным согласно статье 12 закона № 3266-1 являлось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Оно должно было быть юридическим лицом, которое создавалось и регистрировалось в соответствии с законодательством РФ.

С 1 же сентября прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ст. 111 закона № 273-ФЗ), в котором используются другие понятия, в частности «образовательная организация». Образовательная организация создаётся в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (п. 1 ст. 22 закона № 273-ФЗ).

Образовательные учреждения могли быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Таковыми в зависимости от того, кем создана организация, могут быть и образовательные организации (ст. 22 закона № 273-ФЗ):
•    государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ;
•    муниципальной — образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом);
•    частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.

Предусматривающие НК РФ нормы на право налогоплательщика на социальный вычет по расходам на обучение не содержат исключений по видам образовательных учреждений.

Следовательно, вычет можно получить при обучении как в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, так и в частных.

К образовательным учреждениям относились, в частности:
•    общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждения;
•    учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
•    учреждения дополнительного образования взрослых.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, продолжают осуществлять её на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу закона № 273-ФЗ с учётом норм всё того же закона № 273-ФЗ.

В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с законом № 273-ФЗ ранее выданные лицензии и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 года.

Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу закона № 273-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения ими до истечения указанного срока лицензий такие предприниматели обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников (п. 7–10 ст. 108 закона № 273-ФЗ).

Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения только с момента выдачи ему лицензии (разрешения) (п. 1 ст. 91 закона № 273-ФЗ, ст. 33 закона № 3266-1). Поэтому в случае, если срок действия лицензии истёк, образовательное учреждение не имеет права осуществлять образовательную деятельность. Расходы на обучение в таком учебном заведении налоговики, скорее всего, не позволят включить в социальный налоговый вычет.

Если в лицензии срок её действия не указан, то налогоплательщику надлежит представить другие документы, подтверждающие, что срок действия лицензии на период его обучения не истёк. Таким документом, в частности, может быть свидетельство о государственной аккредитации учебного заведения с указанием в нём срока действия лицензии (письмо УМНС России по г. Москве от 30.07.04 № 11-11н/50268).

В пункте 2 статьи 108 закона № 108-ФЗ приведены тождества в части наименований образовательных программ, реализующихся в Российской Федерации до дня вступления в силу закона № 273-ФЗ, образовательным программам, предусмотренным данным законом.

Наличие лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения, могут засвидетельствовать их копии. Если же в договоре на обучение содержится ссылка на реквизиты лицензии или иного документа, то представлять указанные копии не нужно (письма Минфина России от 18.03.10 № 03-04-05/7-109, ФНС России от 31.08.06 № САЭ-6-04/876).

Для получения социального налогового вычета по расходам на собственное обучение не имеет значения форма обучения. Она может быть очной, очно-заочной, заочной или дистанционной (абз. 1, 6 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, определение КС РФ от 17.12.08 № 1071-О-О, письма Минфина России от 22.02.12 № 03-04-05/7-217, ФНС России от 01.11.08 № ШС-15-7/1275).

Статья 219 НК РФ не предусматривает ограничений по применению вычета, если обучение осуществляется за рубежом (упомянутое письмо Минфина России № 03-04-05/7-217, письмо МНС России от 30.01.04 № ЧД-6-27/100). Следовательно, налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом по расходам на обучение в иностранном учреждении.

Но вновь повторимся, что рассматриваемый социальный налоговый вычет предоставляется только при наличии соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус данного учебного заведения. Касается это и иностранных образовательных учреждений. В качестве документов, подтверждающих соответствующий статус иностранных образовательных учреждений, могут использоваться лицензия образовательного учреждения, его программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики деятельности учреждения, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (письма Минфина России от 05.08.10 № 03-04-06/6-163, от 15.04.10 № 03-04-05/7-203).

Ко всем подтверждающим документам в данном случае фискалы желают увидеть нотариально заверенный перевод (письма УФНС России по г. Москве от 16.02.12 № 20-14/13563, от 06.08.10 № 20-14/4/083175). Финансисты же считают, что нотариальное заверение копий указанных документов, а также их перевода на русский язык не требуется (письмо Минфина России от 27.02.13 № 03-04-07/7-59).

Применить рассматриваемый вычет можно в тех периодах, в которых фактически производилась оплата, так как только наличие фактических расходов является основанием для его предоставления (письма Минфина России от 18.03.10 № 03-04-05/7-110, ФНС России от 31.07.09 № 3-5-04/1142). Подтвердить их могут квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки ККТ, платёжные поручения, банковские выписки и т. п. (письма Минфина России от 19.08.10 № 03-04-05/7-470, ФНС России от 22.11.12 № ЕД-4-3/19630).

Договором на обучение налогоплательщика может быть предусмотрена как предварительная оплата, так и её отсрочка. В случае если учёба оплачена заранее, то документы на вычет, на взгляд фискалов, физическому лицу следует подать только после окончания налогового периода, в котором начались занятия (письмо ФНС России от 15.09.06 № 04-2-02/570).

Если же окончательный расчёт осуществляется по окончании учебного заведения, то вычет физическому лицу предоставляется в том налоговом периоде, в котором им согласно платёжным документам фактически была произведена такая оплата (п. 1.3 упомянутого письма ФНС России № САЭ-6-04/876).

Вполне возможно, что за период проведения занятий возрастёт цена обучения. Налоговики в этих случаях настоятельно рекомендуют представить документы, подтверждающие увеличение стоимости обучения, с указанием конкретной суммы. Таким документом может служить дополнительное соглашение к договору.

Не исключено, что работник, заключивший договор с учебным заведением на своё обучение, обратится к работодателю с просьбой перечислить денежные средства в оплату его обучения с последующим их возвратом в виде частичного удержания из выплачиваемых ему сумм вознаграждений. Фискалы не видят причин в отказе социального налогового вычета и в этом случае. По их мнению, он может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведённые работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату обучения, можно подтвердить соответствующей справкой, выданной работодателем (п. 1.4 упомянутого письма ФНС России № САЭ-6-04/876).

Пример 1
В августе 2013 года Я. Коваржем был заключён договор с образовательным учреждением на обучение. В этом же месяце он обратился к работодателю с просьбой оплатить его учёбу в сумме 55 200 руб. с последующим её удержанием равными долями в течение полугода. Работодателем указанная сумма была перечислена. При этом начиная с сентября из заработной платы работника ежемесячно удерживалось по 9200 руб. (55 200 руб. : 6 мес. ? 1 мес.).
За сентябрь–декабрь из доходов, начисленных работнику, в счёт возврата перечисленной суммы за учёбу было удержано 36 800 руб. (9200 руб/мес. ? 4 мес.). Именно эту величину и может заявить в социальном налоговом вычете за 2013 год работник как фактически осуществлённые расходы. Для этого им в прилагаемый к декларации пакет документов включаются копия платёжного поручения по оплате учёбы Я. Коваржа и справка работодателя об осуществлённых удержаниях в счёт возмещения произведённой им оплаты учёбы.

При наличии расходов на обучение предельная сумма вычета в прошлом году составляла не более 120 000 руб. в совокупности с расходами (п. 2 ст. 219 НК РФ):
•    на медицинское лечение налогоплательщика и ближайших его родственников: супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновлённых) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет;
•    по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключённым налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов;
•    по договорам добровольного пенсионного страхования, заключённым со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу ближайших родственников;
•    по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.08 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде (помимо расходов на своё обучение) других расходов, предусмотренных подпунктами 2–5 пункта 1 статьи 219 НК РФ, он самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета (упомянутое письмо УФНС России по г. Москве № 20-14/4/015677).

Если понесённые расходы на оплату учёбы превосходят установленный лимит, то превышающую сумму перенести на следующий год налогоплательщику не удастся. То, что разница между фактическими расходами на обучение, произведёнными в налоговом периоде, и предельной суммой расходов, учитываемой в целях расчёта социального налогового вычета, на последующие налоговые периоды не переносится, вначале подтвердил Минфин России (письмо от 17.09.10 № 03-04-05/6-554), а затем и ФНС России (письмо от 16.08.12 № ЕД-4-3/13603). Руководство налоговой службы при этом дало поручение УФНС России по субъектам довести письмо № ЕД-4-3/13603 до нижестоящих налоговых органов.

Пример 2
В 2013 году Р. Червенка оплатил своё обучение в образовательном учреждении в сумме 55 650 руб. Кроме того, им в течение года были уплачены:
24 000 руб. страховых взносов по заключённому договору добровольного пенсионного страхования;
47 850 руб. за услуги по зубному протезированию, оказанные стоматологической поликлиникой, имеющей соответствующую лицензию.
Общая сумма расходов Червенки, которые он вправе включить в социальный налоговый вычет по итогам 2013 года, — 127 500 руб. (55 650 + 24 000 + 47 850). Она превосходит предельное значение рассматриваемого вычета (127 500 > > 120 000). Поэтому налогоплательщик может заявить в качестве вычета лишь предельное значение. При этом ему необходимо определить суммы по каждому виду расходов, входящие в заявленные 120 000 руб.
Превышающую же установленный лимит сумму 7500 руб. (127 500 – 120 000) Червенка перенести на 2014 год не вправе.

Не предусмотрен положениями статьи 219 НК РФ и перенос остатка вычета на прошлые налоговые периоды для налогоплательщиков, в том числе лиц, получающих пенсии (письмо ФНС России от 17.01.12 № ЕД-3-3/73).

Оплата учёбы детей
Социальный налоговый вычет по расходам на обучение детей предоставляется (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ), если:
•    возраст ребёнка не достиг 24 лет и
•    обучение осуществлялось по очной форме в образовательных учреждениях.

В упомянутом определении КС РФ от 17.12.08 № 1071-О-О высшие судьи указали, что основным критерием разграничения очной (дневной), очно-заочной (вечерней) и заочной форм получения высшего образования в образовательном учреждении является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объёмах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и в организации методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик, предусмотренных учебным планом, и т. д.

При освоении образовательной программы высшего образования в очной форме устанавливается максимальный объём аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение лица в качестве основного вида его деятельности. Освоение же программ в очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения — в связи с меньшим объёмом аудиторной учебной нагрузки и направленностью на самостоятельное освоение образовательной программы — не препятствует полноценной трудовой деятельности лица и, как результат, получению самостоятельного заработка и возможности самостоятельной полной или частичной оплаты своего обучения.

Граждане, оплачивающие услуги по получению образования, предоставляемые их детям в различных формах, находятся в различных обстоятельствах, а потому установление для них на основании объективных критериев дифференцированных условий в части возможности исключения определённых сумм из налогооблагаемого дохода само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статьи 19 (пунктов 1 и 2) Конституции РФ принципа равенства.

К образовательным учреждениям согласно статье 12 закона № 3266-1 относились в том числе дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы и т. п.), специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Среди типов образовательных организаций, приведённых в статье 23 закона № 273-ФЗ, законодатель указал, в частности:
дошкольную образовательную организацию, под которой понимается образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (подп. 1 п. 2);
•    организацию дополнительного образования — образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (подп. 1 п. 3).

Исходя из этого социальный налоговый вычет можно получить по расходам на обучение детей не только в вузе, но и в других образовательных учреждениях, в том числе в детских садах, средних школах, спортивных и музыкальных школах, учебных центрах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях. Так, чиновники не видит причин в возможности представления рассматриваемого вычета:
•    в дошкольных образовательных учреждениях, включая детские сады (письма Минфина России от 09.06.11 № 03-04-05/5-414, УФНС России по г. Москве от 05.07.10 № 20-14/4/069851);
общеобразовательных учреждениях (письмо ФНС России от 26.05.09 № 3-5-03/652);
•    автошколах (письма Минфина России от 17.09.08 № 03-04-05-01/349, ФНС России от 18.12.09 № 3-5-04/1874, УФНС России по г. Москве от 21.07.11 № 20-14/4/072050).

Но только (письмо Минфина России от 28.03.11 № 03-04-05/7-193):
•    при наличии у перечисленных лиц соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает его статус как образовательного учреждения, и
при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения ребёнка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.

При определении размера полагающегося налогоплательщику социального налогового вычета должны учитываться его фактические расходы на обучение ребёнка. Иные расходы налогоплательщика, к примеру связанные с пребыванием ребёнка в дошкольном учреждении, в частности осуществление медицинского наблюдения за ребёнком, организация его питания и обеспечение безопасности, при определении размера вычета не учитываются.

В случае представления физическим лицом документов, подтверждающих включение в сумму оплаты содержания ребёнка стоимости затрат непосредственно на образовательные услуги, оказанные в соответствии с заключённым договором, оно сможет реализовать своё право на получение данного налогового вычета в части фактически уплаченных им денежных средств на обучение ребёнка (упомянутое письмо УФНС России по г. Москве № 20-14/4/069851).

Повторимся, вычет по расходам на обучение детей предоставляется только в случае, когда ребёнок учится по очной форме обучения. Если во время учёбы ребёнка на дневном отделении заключено дополнительное соглашение на обучение по параллельной специальности по заочной форме, то вычет в отношении расходов по дополнительному соглашению не предоставляется (письмо Минфина России от 28.06.07 № 03-04-05-01/202).

Для получения социального налогового вычета на обучение детей родители должны подтвердить свой правовой статус. Он подтверждается свидетельством о рождении ребёнка и записью в книге записи рождений (ст. 51 СК РФ).

Опекуны и попечители вправе заявить вычет на оплату учёбы своего подопечного в возрасте до 18 лет. Статус опекуна или попечителя подтверждается решением (или постановлением) органа опеки и попечительства (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а попечительство — над детьми от 14 до 18 лет (п. 2 ст. 145 СК РФ). При достижении подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а его опекун автоматически становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (п. 2 ст. 40 ГК РФ).

Опекуны и попечители, которые продолжают осуществлять свои обязанности над бывшими их подопечными после прекращения опеки или попечительства, сохраняют право на получение такого социального налогового вычета в случаях оплаты ими обучения указанных лиц в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения (письма Минфина России от 10.06.10 № 03-04-05/7-324, УФНС России по г. Москве от 20.01.06 № 28-10/2936).

Если ребёнок усыновлён, лица, усыновившие его, приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ) и им выдаётся свидетельство об усыновлении (ст. 43 Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Таким образом, усыновители вправе получить вычет по расходам на обучение детей.

Право на получение рассматриваемого социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Предоставление социального налогового вычета при оплате бабушкой обучения внучки, супругом — обучения супруги действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (письма Минфина России от 08.04.10 № 03-04-05/7-177, от 18.02.10 № 03-04-05/7-62).

Предельная сумма упомянутого вычета в прошлом году составляла 50 000 руб. на каждого ребёнка в общей сумме на обоих родителей (подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). На брата (сестру), когда они оплачивают обучение брата (сестры), указанное ограничение не распространяется, поскольку законодатель в приведённой норме использовал понятия «ребёнок» и «родители». Платежи брата (сестры) ограничиваются по совокупности 120 000 руб.

При оплате родителями обучения своего ребёнка социальный налоговый вычет может предоставляться как одному из родителей на всю сумму таких расходов (с учётом приведённого выше ограничения на одного ребёнка), так и обоим родителям.

Пример 3
Фактические расходы на обучение ребёнка у супругов Салак в 2013 году составили 80 000 руб., при этом мужем уплачено 50 000 руб., женой — 30 000 руб.
Поскольку совокупность расходов на учёбу ребёнка у обоих родителей превышает установленное ограничение (80 000 > > 50 000), то заявить социальный вычет на всё потраченное супруги не вправе. Если один из них при подаче документов укажет полностью уплаченную им сумму 50 000 либо 30 000 руб., то во втором случае супругу в своём заявлении надлежит привести лишь 20 000 руб. (50 000 – 30 000).

Статья 219 НК РФ не содержит условия обязательного предоставления социального вычета только тому супругу, который указан в документе на оплату обучения. При предоставлении социального налогового вычета одному из супругов в случае, когда документы на обучение ребёнка оформлены на другого супруга, реализация предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ общих правил должна осуществляться с учётом положений, предусмотренных Семейным кодексом РФ.

Если оплата расходов за обучение ребёнка была произведена за счёт общей собственности супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по оплате обучения ребёнка. То, что при внесении платежа по договору в платёжных документах в качестве плательщика указывается один из супругов, не изменяет того обстоятельства, что эти расходы являются общими расходами супругов, и, соответственно, оба супруга могут претендовать на получение социального налогового вычета.

Следовательно, если документы на обучение ребёнка оформлены на одного из супругов, другой супруг вправе получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение ребёнка при наличии у него в налоговом периоде доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 % (письмо ФНС России от 13.03.12 № ЕД-4-3/4202). Данной позиции придерживаются и финансисты (письмо Минфина России от 18.03.13 № 03-04-05/7-238).

Возможно, к этому чиновников сподвигло определение Верховного суда РФ от 16.06.06 № 48-В05-29, ведь в середине нулевых годов налоговики считали, что социальный налоговый вычет на обучение детей предоставляется только тому родителю, который непосредственно оплатил обучение ребёнка (указан в документе на оплату обучения) (письма ФНС России от 31.08.06 № САЭ-6-04/876, УФНС России по г. Москве от 03.04.08 № 28-10/032965).

Высшие судьи в упомянутом определении указали, что поскольку доходы, полученные каждым из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности, а также полученные ими пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие целевого назначения, являются их совместной собственностью (ст. 34 СК РФ), то право на получение социального налогового вычета на обучение детей имеет и второй родитель, если первый, который указан в документе об оплате обучения ребёнка, им не воспользовался.

Пример 4
Отчимом, находящимся в браке с матерью ребёнка, которого он не усыновил, в августе 2013 года был заключён договор на обучение в вузе пасынка. За обучение в первом семестре в этом месяце он уплатил 45 000 руб. Поскольку оплату обучения ребёнка совершил отчим, находящийся в браке с материю обучаемого, то она при наличии доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 %, вправе по итогам 2013 года подать заявление на социальный налоговый вычет по обучению детей в сумме 45 000 руб.

Нередко случается, что оплату за обучение вносит сам ребёнок. При этом именно он и указывается в документе об оплате образования. Минфин России, рассматривая эту ситуацию, посчитал, что налогоплательщик-родитель имеет право на получение социального налогового вычета на обучение ребёнка лишь в том случае, если все документы, подтверждающие его фактические расходы, оформлены на него самого. Если же квитанция на оплату за обучение ребёнка выписана на обучаемого, то право на получение указанного социального налогового вычета имеет именно ребёнок (письмо Минфина России от 15.11.07 № 03-04-05-01/367).

Если же и договор на обучение, и квитанции об оплате обучения оформлены на ребёнка, то оснований для предоставления налогоплательщику социального налогового вычета в сумме произведённых расходов на обучение детей не имеется (письма Минфина России от 10.07.13 № 03-04-05/26681, от 21.06.13 № 03-04-05/23536).

Не помогает в этом случае и заявление ребёнка о том, что деньги на обучение были предоставлены родителем, поскольку оно не относится к платёжным документам, подтверждающим оплату налогоплательщиком обучения ребёнка (письмо Минфина России от 18.06.10 № 03-04-05/7-338).

Налоговики же придерживаются более мягкой позиции. Для получения вычета одному из родителей (родителям) при представлении документов на вычет необходимо указать, что им (ими) было дано поручение ребёнку самостоятельно внести выданные родителем (родителями) денежные средства в оплату обучения (п. 1.1 упомянутого письма ФНС России № САЭ-6-04/876). При этом договор на обучение ребёнка должен быть заключён непосредственно с родителем либо в заключённом между образовательным учреждением и ребёнком договоре родитель поименован как законный представитель своего ребёнка (письма УФНС России по г. Москве от 16.09.09 № 20-14/4/096655, от 03.04.08 № 28-10/032965).
КС РФ в определении от 23.09.10 № 1251-О-О указал, что положения подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ не исключают того, что в качестве доказательства расходов на обучение ребёнка, понесённых налогоплательщиком-родителем, может быть учтена квитанция об оплате обучения, оформленная на имя обучающегося, в совокупности с иными доказательствами, например договором родителя с образовательным учреждением и поручением ребёнку о внесении переданных ему денежных средств в оплату стоимости обучения.

Социальный налоговый вычет предоставляется не только за время обучения в образовательном учреждении, но и за период академического отпуска (абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Такой отпуск при этом должен быть оформлен в порядке, установленном приказом Минобразования России от 05.11.98 № 2782, действующим до 1 сентября 2013 года, и приказом от 13.06.13 № 455, вступившим в силу с указанной даты.

В последнее время активно применяются дистанционные методы обучения, в том числе и детей. Образовательные учреждения согласно порядку использования дистанционных образовательных технологий (утв. приказом Минобрнауки России от 06.05.05 № 137) вправе использовать дистанционные образовательные технологии (ДОТ) при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные же учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам (п. 4 порядка № 137).

Следовательно, социальным налоговым вычетом на обучение детей налогоплательщик вправе воспользоваться в том случае, если дистанционное обучение проводилось по очной форме получения образования.

Многие молодые люди в настоящее время проходят обучение за рубежом. Выше приводились требования по представляемым для получения вычета документам, подтверждающим оплату учёбы налогоплательщика вне пределов РФ. Они будут идентичны и в рассматриваемом случае.

Если оплата расходов на обучение производится за счёт средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то вычет на обучение налогоплательщиком не применяется (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Оформление вычета
Социальный налоговый вычет, как было сказано выше, предоставляется физическому лицу налоговым органом при подаче им налоговой декларации по НДФЛ.

Физические лица, которые в соответствии с НК РФ не должны представлять данную налоговую декларацию, могут не следовать срокам её подачи — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Заявить о своём праве на такой вычет они могут в течение трёх лет после окончания налогового периода, в котором были произведены расходы на обучение. Следовательно, по расходам на обучение, осуществлённым в прошлом году, налогоплательщик может воспользоваться правом на указанный вычет в 2014–2016 годах.

Если же налогоплательщик в представленной налоговой декларации за год, в котором были осуществлены расходы на обучение, не заявил о своём праве на вычет, то он вправе подать уточнённую декларацию опять же в течение всё тех же трёх лет.

К декларации необходимо приложить документы, подтверждающие как обоснованность несения физическим лицом расходов на учёбу, так и фактическое их осуществление. Требование о представлении заявления на вычет с налоговой декларацией с 2010 года упразднено (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.12.09 № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“»).

К таковым при оплате собственной учёбы, на наш взгляд, можно отнести:
•    копию договора на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
•    копию лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) учреждения, в случае если в договоре отсутствует ссылка на её наличие у образовательного учреждения с указанием её реквизитов;
•    копии платёжных документов, подтверждающих фактические расходы.

При безналичной форме оплаты в качестве платёжных документов, подтверждающих понесённые расходы на обучение, могут выступать банковские квитанции и копии платёжных поручений о перечислении указанных средств на расчётный счёт учебного заведения с отметкой банка об исполнении.

При оплате обучения наличными следует учитывать, что образовательные учреждения обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчётов контрольно-кассовую технику (письма ФНС России от 01.03.06 № 04-2-02/140, МНС России от 19.03.04 № 33-0-14/225, УФНС России по г. Москве от 06.10.05 № 22-12/71453). Поэтому документом, подтверждающим оплату, в данном случае будет являться кассовый чек. Поскольку в кассовом чеке сведения о плательщике не приводятся, то к кассовому чеку необходимо приложить также и квитанцию к приходному ордеру.

Отметим, что представление только бланков строгой отчётности, квитанции к приходному ордеру в подтверждение произведённой оплаты наличными работники налоговых органов могут посчитать недостаточным, следствием чего может быть отказ в социальном налоговом вычете.

Минфин России в письме от 21.09.11 № 03-04-06/5-232 перечислил необходимые реквизиты, которые должны быть в документах, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на обучение, для целей предоставления социального налогового вычета:
•    Ф. И. О. налогоплательщика (лица, оплатившего обучение);
•    назначение платежа (плата за обучение);
•    полное наименование образовательного учреждения (получателя платежа);
•    размер уплаченной суммы, дата и номер договора на обучение;
•    дата перечисления денежных средств.

Сумма расходов, указанных в платёжных документах, должна соответствовать сумме, указанной в договоре.

Копии представляемых с налоговой декларацией документов могут быть заверены непосредственно самим налогоплательщиком с расшифровкой подписи и датой их заверения (письма УФНС России по г. Москве от 18.03.11 № 20-14/4/25235, от 21.02.11 № 20-14/4/015677). Подлинники документов в этом случае предъявляются работнику налоговой инспекции, который проставляет отметку о соответствии представленных копий подлинникам и дату их принятия (упомянутое письмо ФНС России № САЭ-6-04/876).

Налоговики настаивают на включении в пакет документов справки (справок) о доходах налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ, подтверждающей (подтверждающих) суммы полученного дохода, облагаемого по ставке 13 %, и фактически уплаченного НДФЛ за отчётный налоговый период (информационное сообщение ФНС России от 12.01.06, письма ФНС России от 10.11.09 № 3-5-04/1652, УФНС России по г. Москве от 09.02.10 № 20-14/4/013285). При этом справка представляется налогоплательщиком в оригинале (упомянутое письмо УФНС России по г. Москве № 14/4/015677).

Для получения налогового вычета на обучение детей налогоплательщику понадобится дополнительно представить в налоговый орган также:
•    копию (копии) свидетельства о рождении ребёнка (детей) или копии документов, подтверждающих, что налогоплательщик является попечителем или опекуном, если на налоговый вычет претендует указанное лицо;
•    договор поручения, в случае если платёжный документ выписан на имя ребёнка, а в основном договоре на обучение не имеется записи о том, что оплату обучения производят родители;
•    справку учебного заведения, подтверждающую, что ребёнок обучался по дневной (очной) форме обучения, если договор не содержит сведений о форме обучения.

В налоговой декларации по НДФЛ для расчёта социального налогового вычета используется лист Ж2.

В первой части этого листа налогоплательщик приводит по строке 020 сумму, уплаченную за обучение детей по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Значение данного показателя не должно превышать 50 000 руб. на каждого ребёнка на обоих родителей, опекуна, попечителя (п. 19.3 порядка заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (приведён в приложении № 2 к упомянутому приказу ФНС России № ММВ-7-3/760)).

Во второй же части этого листа указываются расходы, включаемые в социальный налоговый вычет, для которых упомянутым пунктом 2 статьи 219 НК РФ предусмотрено ограничение по предельной сумме общего размера вычета (120 000 руб.). Для отражения принимаемой к вычету суммы, уплаченной налогоплательщиком за своё обучение, предназначена строка 050.

По этой же строке приводится и сумма, уплаченная за обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (п. 19.4 порядка заполнения).

В общем случае налоговики должны вернуть денежные средства в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Но для принятия положительного решения о предоставлении социального налогового вычета по расходам на учёбу им необходимо провести камеральную налоговую проверку представленной декларации. На её проведение фискалам даётся три месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Таким образом, причитающуюся к возврату сумму вычета налогоплательщику следует ожидать не ранее четырёх месяцев с момента подачи декларации.

Возврат излишне уплаченных сумм налога налоговые органы производят в безналичной форме. Поэтому налогоплательщику, пожелавшему воспользоваться социальным налоговым вычетом по расходам на учёбу, к вышеприведённым документам желательно приложить реквизиты банковского счёта, на который надлежит перечислить возвращаемые ему денежные средства.

ВАЖНО:

Действующее законодательство РФ о налогах и сборах позволяет налогоплательщикам — физическим лицам частично компенсировать затраты на своё обучение и обучение детей посредством получения социального налогового вычета по НДФЛ (подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Предусматривающие НК РФ нормы на право налогоплательщика на социальный вычет по расходам на обучение не содержат исключений по видам образовательных учреждений. Следовательно, вычет можно получить при обучении как в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, так и в частных.

Наличие лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения, могут засвидетельствовать их копии. Если же в договоре на обучение содержится ссылка на реквизиты лицензии или иного документа, то представлять указанные копии не нужно.

Не исключено, что работник, заключивший договор с учебным заведением на своё обучение, обратится к работодателю с просьбой перечислить денежные средства в оплату его обучения с последующим их возвратом в виде частичного удержания из выплачиваемых ему сумм вознаграждений. Фискалы не видят причин в отказе социального налогового вычета и в этом случае.

Не предусмотрен положениями статьи 219 НК РФ и перенос остатка вычета на прошлые налоговые периоды для налогоплательщиков, в том числе лиц, получающих пенсии.

Граждане, оплачивающие услуги по получению образования, предоставляемые их детям в различных формах, находятся в различных обстоятельствах, а потому установление для них на основании объективных критериев дифференцированных условий в части возможности исключения определённых сумм из налогооблагаемого дохода само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статьи 19 (пунктов 1 и 2) Конституции РФ принципа равенства.

Право на получение рассматриваемого социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Поскольку доходы, полученные каждым из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности, а также полученные ими пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие целевого назначения, являются их совместной собственностью (ст. 34 СК РФ), то право на получение социального налогового вычета на обучение детей имеет и второй родитель, если первый, который указан в документе об оплате обучения ребёнка, им не воспользовался.

Социальный налоговый вычет предоставляется не только за время обучения в образовательном учреждении, но и за период академического отпуска (абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). Такой отпуск при этом должен быть оформлен в порядке, установленном приказом Минобразования России от 05.11.98 № 2782, действующим до 1 сентября 2013 года, и приказом от 13.06.13 № 455, вступившим в силу с указанной даты.

Если оплата расходов на обучение производится за счёт средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то вычет на обучение налогоплательщиком не применяется (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Налоговики настаивают на включении в пакет документов справки (справок) о доходах налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ, подтверждающей (подтверждающих) суммы полученного дохода, облагаемого по ставке 13 %, и фактически уплаченного НДФЛ за отчётный налоговый период. При этом справка представляется налогоплательщиком в оригинале (упомянутое письмо УФНС России по г. Москве № 14/4/015677).

Возврат излишне уплаченных сумм налога налоговые органы производят в безналичной форме. Поэтому налогоплательщику, пожелавшему воспользоваться социальным налоговым вычетом по расходам на учёбу, к вышеприведённым документам желательно приложить реквизиты банковского счёта, на который надлежит перечислить возвращаемые ему денежные средства.

Евгений ПЕТРОВ, налоговый консультант

Номер журнала:

Поделиться: