Уплата взносов страхователями-работодателями в 2014 году

Текущий год стал пятым с момента повторного введения Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обязанности по исчислению и уплате организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее — страхователи-работодатели), страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование в ПФР;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;
  • обязательное медицинское страхование в ФФОМС.

И ежегодно в этот закон № 212-ФЗ вносятся изменения. Не стал исключением и прошлый год, в котором законодателем приняты три федеральных закона, непосредственно затронувшие вопросы исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды страхователями-работодателями:

  • от 07.06.13 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • от 02.07.13 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“»;
  • от 02.12.13 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“».

Первый из упомянутых законов расширил перечень выплат, которые не относятся к объекту обложения. Таковыми с момента опубликования закона № 108-ФЗ (7 июня 2013 года) стали выплаты, производимые иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018» и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтёрам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с приведёнными выше юридическими лицами (ст. 56 закона № 108-ФЗ).

Вторым законом внесены редакционные правки в некоторые положения закона № 212-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года. Подпункт 4 пункта 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ при этом изложен в новой редакции. И связано это с тем, что согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с началом действия закона № 273-ФЗ у бюджетных и автономных научных учреждений появилась возможность быть учредителями не только хозяйственных обществ, но и хозяйственных партнёрств (в том числе совместно с другими лицами), занятых практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, секретов производства (ноу-хау), полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем). Исключительные права на результаты деятельности названных обществ и партнёрств должны принадлежать указанным научным учреждениям. Хозяйственные общества с 2011 года могли применять пониженный тариф, установленный пунктом 3 статьи 58 закона № 212-ФЗ, для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС. С указанной даты такое право в силу новой редакции предоставлено и приведённым хозяйственным партнёрствам (п. 1 ст. 163 закона № 185-ФЗ).

Законом же № 333-ФЗ внесены изменения в статьи:

  • 58, которой устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период, и
  • 58.2, устанавливающую тарифы страховых взносов для общего случая также на переходный период.

Нельзя не упомянуть ещё и Федеральный закон от 04.12.13 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения». Порядок исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды впрямую он не затрагивает, но отношение к ним имеет довольно значительное, о чём будет сказано ниже.

Начнём же с изменений, касающихся общего случая.

Общий случай

Статья 58.2 в закон № 212-ФЗ была введена Федеральным законом от 03.12.11 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (п. 20 ст. 6). Тарифы страховых взносов для общего случая в переходный период (приведены в таблице) ею устанавливались на 2012–2013 годы.

Пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 03.12.12 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» продлил их действие до конца 2015 года, пунктом 2 статьи 1 закона № 333-ФЗ же указанные тарифы страховых взносов предложено использовать и в 2016 году.

Как видим, внесённое изменение не скажется на исчислении страховых взносов в 2014 году, поскольку законодатель лишь продлил действие тарифов страховых взносов переходного периода ещё на один год. И это всё же должно несколько обрадовать страхователей-работодателей, ведь согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 12 закона № 212-ФЗ тариф страховых взносов в ПФР равен 26 % и его придётся применять с 2017 года.

Но изменения в исчислении страховых взносов в каждом новом расчётном периоде предусматриваются самим законом № 212-ФЗ. Так, предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, установленная пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ, подлежит ежегодной индексации с учётом роста средней заработной платы в РФ (п. 5 ст. 8 закона № 212-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 30.11.13 № 1101 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 года увеличена в 1,098 раза. И составляет она в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 000 руб. (623 664 руб. (568 000 руб. × 1,098), где 568 000 руб. — предельная величина базы при исчислении страховых взносов в 2013 году), исчисленную нарастающим итогом с начала текущего года. Размер проиндексированной суммы 623 664 руб. подлежит округлению до тысяч по обычным правилам округления: сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи (что и сделано в постановлении), а сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5 ст. 8 закона № 212-ФЗ).

Отметим, что за четыре года действия закона № 212-ФЗ предельная величина базы (далее — лимит базы) для начисления страховых взносов возросла в 1,5 раза (624 000 / 415 000).

Увеличение предельного размера базы в 2014 году произошло на 56 000 руб. (624 000 – 568 000). Её возрастание повлечёт за собой и увеличение страховой нагрузки на работодателя в части доходов, лежащих в интервале от прошлогодней предельной величины базы до текущей.

Пример 1

Доход работника, включаемый в базу по исчислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в 2014 году составил 653 500 руб.

Исчисленные суммы страховых взносов с дохода 624 000 руб. составят:

  • в ПФР — 137 280 руб. (624 000 руб. × 22 %);
  • ФСС России — 18 096 руб. (624 000 руб. × 2,9 %);
  • ФФОМС — 31 824 руб. (624 000 руб. × 5,1 %).

Помимо этого, в ПФР дополнительно будет начислено взносов по ставке 10 % с суммы, превышающей предельное значение базы, а именно с 29 500 руб. (653 500 – 624 000). Искомая величина — 2950 руб. (29 500 руб. × 10 %), общая же сумма начисленных страховых взносов в ПФР — 140 230 руб. (137 280 + 2950).

Всего во внебюджетные фонды с доходов данного работника в 2014 году будет начислено 190 150 руб. (140 230 + 18 096 + 31 824).

В прошлом же году с этой суммы было бы начислено 178 950 руб. (133 510 + 16 472 + 28 968), где:

  • 133 510 руб. (568 000 руб. × 22 % + (653 500 – 568 000) × 10 %) — сумма страховых взносов в ПФР;
  • 16 472 руб. (568 000 руб. × 2,9 %) — в ФСС России;
  • 28 968 руб. (568 000 руб. × 5,1 %) — в ФФОМС.

Разница в исчисленных суммах страховых взносов в примере 1 составила 11 200 руб. (190 150 – 178 950). И получилась она в связи с тем, что на каждый рубль дохода, превышающий 568 000 руб., страхователь начисляет в текущем году дополнительно страховых взносов по сравнению с прошлым годом на 0,2 руб. (1 руб. × (30 % – 10 %)) и к установленному лимиту разница достигает указанных 11 200 руб. (56 000 руб. × 20 %).

Новшества закона № 351-ФЗ

Установленный пунктом 1 статьи 58.2 закона № 212-ФЗ тариф страховых взносов в ПФР повторён в пункте 2 статьи 33.1 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Распределение сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц 1966 года рождения и старше в 2014 году остаётся прежним:

в пределах лимита базы (624 000 руб.) — страховые взносы, исчисленные по тарифу 22,0 %, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них:

  • 6,0 % составляет солидарная часть тарифа страховых взносов;
  • 16,0 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов;

свыше предельной величины базы все 10 % направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии в солидарную её часть.

В отношении же лиц 1967 года рождения и моложе возможно два варианта распределения сумм страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Связано это с тем, что обновлённой редакцией пункта 1.1 статьи 31 Федерального закона от 24.07.02 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ст. 4 закона № 351-ФЗ) застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе, которые в порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и упомянутыми законами № 167-ФЗ и 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением:

  • о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо
  • о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, —
  • предоставлено право изменить вариант своего пенсионного обеспечения (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом РФ заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании). Они могут:
  • направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6,0 % индивидуальной части тарифа страхового взноса либо
  • отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направить указанный размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Заявление об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованными лицами подаётся в порядке, установленном Правительством РФ. Форма же такого заявления утверждается ПФР (ст. 4 закона № 351-ФЗ).

Поэтому в упомянутом пункте 2 статьи 33 закона № 167-ФЗ приведены два варианта тарифов страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе. Для тех, кто отказался от финансирования накопительной части, они совпадают с тарифами, установленными для застрахованных лиц 1966 года рождения и старше. В отношении же второй группы застрахованных лиц, пожелавших продолжать пополнение накопительной части своей трудовой пенсии, установлены следующие тарифы:

в пределах предельной величины базы страховые взносы, исчисленные по тарифу:

  • 16,0 % — направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 6,0 % составляет солидарная часть тарифа страховых взносов, 10,0 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов);
  • 6 % — направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

свыше предельной величины базы — все 10 % направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии в солидарную её часть.

Отслеживать отказ застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе от финансирования накопительной части трудовой пенсии страхователям-работодателям нет необходимости. Ведь законодатель вводимыми абзацами 23 и 24 в пункт 2 статьи 13 закона № 167-ФЗ (п. 1 ст. 3 закона № 351-ФЗ) возложил на страховщика (ПФР) обязанность:

определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 % индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);
учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счёт ПФР в последние три месяца отчётного периода, для расчёта сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период.

То, что в 2014 году:

  • учёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии, осуществляется на основании данных индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения, а
  • определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом РФ на основании данных индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 %) с использованием приведённых выше тарифов (в зависимости от группы застрахованных лиц и выбора варианта), —

установлено пунктом 1 введённой статьи 20.1 и пунктом 3 статьи 33.1 закона № 167-ФЗ (п. 2 и 6 ст. 3 закона № 351-ФЗ).

Вводимым же абзацем 25 в пункт 2 статьи 13 закона № 167-ФЗ (п. 1 ст. 3 закона № 351-ФЗ) предложен алгоритм для отражения суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу в индивидуальных их лицевых счетах в случае, если величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счёт ПФР от плательщика в последние три месяца отчётного периода, меньше значения начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учёта. Искомая сумма определяется из пропорции поступивших и начисленных сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Начиная с расчётного периода 2014 года новая статья 22.2 закона № 167-ФЗ (п. 4 ст. 3 закона № 351-ФЗ) предписывает страхователям осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование единым расчётным документом, направляемым в Пенсионный фонд РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

Пенсионщики в свою очередь обязаны в силу введённого пункта 2 статьи 20.1 закона № 167-ФЗ (п. 2 ст. 3 закона № 351-ФЗ) перечислять на отдельный счёт ПФР в Федеральном казначействе из средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших и зачисленных в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, сумму страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, определённую в соответствии с законом № 167-ФЗ. При перечислении денежных средств ими указывается код бюджетной классификации, предназначенный для учёта страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Вариантность выбора пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 %) застрахованными лицами 1967 года рождения и моложе повлекла необходимость внесения изменений и в статью 33 закона № 167-ФЗ (ею установлены пониженные тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии), что законодатель и осуществил пунктом 5 статьи 3 закона № 351-ФЗ.

В индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица указывается в том числе:

  • сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов в общей его части (подп. 13, 13.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»);
  • сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии, — в специальной его части (подп. 1 и 1.3 п. 3 ст. 6 закона № 27-ФЗ).

Из-за всё той же вариантности в части застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе законодатель предписал пенсионщикам в зависимости от выбора застрахованного лица указывать по этой группе (п. 1 и 2 ст. 1 закона № 351-ФЗ):

в общей части лицевого счёта — сумму страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах лимита базы для их начисления по тарифу 16,0 или 10 % независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо (абз. 3 и 4 подп. 13, абз. 3 и 4 подп. 13.1 п. 2 ст. 6 закона № 27-ФЗ);
специальной части — сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на накопительную часть трудовой пенсии в пределах лимита базы для их начисления по тарифу 0,0 или 6,0 % (абз. 3 и 4 подп. 1 п. 3, абз. 2 и 3 подп. 1.3 ст. 6 закона № 27-ФЗ).

Ряды льготников редеют

Из льготной категории страхователей в текущем году выпадают организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Напомним, что к инжиниринговым услугам в целях закона № 212-ФЗ относятся:

  • инженерно-консультационные услуги по подготовке:
  • процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);
  • строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов;
  • предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Льготный тариф для данных страхователей заключался в том, что на них распространялась общая норма пункта 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ о неначислении страховых взносов с доходов, превышающих предельную величину базы. По доходам же в пределах установленного лимита базы организации, оказывающие инжиниринговые услуги, использовали тарифы, установленные для общего случая: 22 % — в ПФР, 2,9 % — в ФСС России, 5,1 % — в ФФОМС (п. 3.5 статьи 58 закона № 212-ФЗ).

Вводя же норму пункта 3.5 статьи 58 закона № 212-ФЗ (подп. «к» п. 19 ст. 6 упомянутого закона № 379-ФЗ), действие указанных тарифов законодатель распространил лишь на 2012 и 2013 годы. Поэтому в текущем году страхователям-организациям, оказывающим инжиниринговые услуги, надлежит дополнительно исчислять страховые взносы в ПФР с превышения предельной величины базы, используя при этом тариф 10 %.

Повторимся: право на использование пониженных тарифов позволяет страхователям-работодателям исчислять страховые взносы только с совокупности выплат и вознаграждений, определяемой нарастающим итогом с начала расчётного периода, размер которой не превышает предельную величину базы.

«Упрощенцы» и Ко

Остальные страхователи, которые в прошлом году использовали пониженные тарифы страховых взносов, могут продолжать пользоваться льготой и в текущем году при выполнении соответствующих условий, установленных статьями 58 и 58.1 закона № 212-ФЗ. Касается это и страхователей-работодателей:

«упрощенцев»:

  • основным видом экономической деятельности которых является вид деятельности, приведённый в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ;
  • некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта;
  • благотворительных организаций;

«вменёнщиков»:

  • аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и
  • индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность;
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

В прошлом году они в силу пункта 3.4 статьи 58 закона № 212-ФЗ использовали в пределах установленного лимита базы пониженные тарифы страховых взносов: 20 % — в ПФР и 0 % — в ФСС России и ФФОМС. Вводя эту норму подпунктом «и» пункта 16 статьи 6 упомянутого закона № 379-ФЗ, законодатель её действие распространил также на 2012 и 2013 годы. Внесённые же в пункт 3.4 статьи 58 закона № 212-ФЗ изменения продлили их действие ещё на пять лет вплоть до окончания 2018 года (п. 1 ст. 1 закона № 333-ФЗ).

Распределение страхового тарифа в ПФР 20,0 % у данных страхователей по группам застрахованных лиц следующее (п. 12 ст. 33 закона № 167-ФЗ, в редакции закона № 351-ФЗ):

для лиц 1966 года рождения и старше, а также для лиц 1967 года рождения и моложе, которые от финансирования накопительной части отказались, страховые взносы, исчисленные по тарифу 20,0 %, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 16 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов, а оставшиеся 4,0 % — солидарная часть тарифа страховых взносов;
для лиц 1967 года рождения и моложе, которые склонились к варианту продолжения финансирования накопительной части трудовой пенсии, страховые взносы, исчисленные по тарифу 6 %, направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии, страховая же часть тарифа, 14,0 %, подразделяется на индивидуальную часть — 10,% и солидарную часть — 4,0 %.

Увеличение страховой нагрузки для перечисленных страхователей-работодателей в текущем году происходит за счёт возрастания величины предельной базы.

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1: страхователем является «упрощенец», основной вид деятельности которого — производство мебели; работник родился в 1981 году.

Производство мебели приведено в перечне видов деятельности, позволяющих «упрощенцу» воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов (подп. 8 «н» п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Хотя сумма доходов, включаемых в базу при исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, у данного работника составила 653 500 руб., страховые взносы работодателем будут исчислены с дохода, равного предельной величине базы. Ведь с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленный лимит, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 закона 212-ФЗ).

Следовательно, по итогам 2014 года исчисленные суммы страховых взносов в ПФР составят 124 800 руб. (624 000 руб. × 20 %), из них направляются:

  • на финансирование страховой части трудовой пенсии — 87 360 руб. (624 000 руб. × 14 %);
  • на накопительную часть — 37 440 руб. (624 000 руб. × 6 %).

В ФСС России и ФФОМС исчисленные суммы страховых взносов равны 0 руб. (624 000 руб. × 0,0 %).

В прошлом же году с дохода работника 653 500 руб. было бы начислено в ПФР 113 600 руб. (568 000 руб. × 20 %).

Разница в исчисленных суммах страховых взносов в примере 2 составила также 11 200 руб. (124 800 – 113 600). И получилась она в связи с тем, что на каждый рубль дохода, превышающий 568 000 руб., страхователь начисляет в текущем году дополнительно страховых взносов по сравнению с прошлым годом 0,2 руб. (1 руб. × (20 % – 0 %)).

Напомним, что «упрощенцам» при использовании пониженных тарифов надлежит отслеживать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду их деятельности, приведённому в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ, в общем объёме доходов. На конец отчётных и расчётного периодов она должна составлять не менее 70 %. В противном случае «упрощенец» лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчётного (расчётного) периода, в котором допущено такое несоответствие. Ему при этом надлежит восстановить суммы страховых взносов, исчисленные в общем порядке, и уплатить их в бюджеты государственных внебюджетных фондов (п. 1.4 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Страхователи-«СМИ»

Отдельные российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, в прошлом году также использовали пониженные тарифы. Их основным видом экономической деятельности являлась (подп. 7 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ):

  • деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
  • издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Из льготников эта группа страхователей единственная, у которой возросли в текущем году тарифы страховых взносов: в ПФР тариф увеличился с 21,6 до 23,2 %, в ФФОМС — с 3,5 до 3,9 %, в ФСС России тариф остался прежним, равным общему случаю — 2,9 % (п. 3.1 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Совокупный тариф для этой группы, 30,0 % (23,2 + 2,9 + 3,9), сравнялся с совокупным тарифом страховых взносов для общего случая, 30,0 % (22,0 + 2,9 + 5,1). И теперь льгота страхователям-«СМИ» заключается лишь в том, что они исчисляют страховые взносы с доходов, размер которых не превосходит предельную величину базы.

Превышение же тарифа в ПФР над общим случаем на 1,2 % (23,2 – 22,0) никак не скажется на суммах, заносимых в общую часть лицевого счёта застрахованных лиц. Ведь распределение страхового тарифа в ПФР 23,2 % у данных страхователей по группам застрахованных лиц следующее (п. 9 ст. 33 закона № 167-ФЗ в редакции закона № 351-ФЗ):

для лиц 1966 года рождения и старше и лиц 1967 года рождения и моложе, которые отказались от финансирования накопительной части, страховые взносы, исчисленные по тарифу 23,2 %, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 16 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов, а оставшиеся 7,2 % — солидарная часть тарифа страховых взносов;
для лиц 1967 года рождения и моложе, которые выбрали вариант продолжения финансирования накопительной части трудовой пенсии, страховые взносы, исчисленные по тарифу 6 %, направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии, страховая же часть тарифа, 17,2 %, подразделяется на индивидуальную часть — 10 % и солидарную часть — 7,2 %.

Пример 3

Воспользуемся суммой дохода работника (родившегося в 1983 году) из примера 1; организация занимается издательской деятельностью, выпуская периодические издания,

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды страхователь, как и в примере 2, исчисляет с доходов, не превышающих предельную величину базы. Исходя из этого работодателем в 2014 году будет исчислено:

  • 144 768 руб. (624 000 руб. × 23,2 %) — в ПФР, из них:
  • 107 328 руб. (624 000 руб. × 17,2 %) направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии;
  • 37 440 руб. (624 000 руб. × 6,0 %) — на накопительную часть трудовой пенсии;
  • 18 096 руб. (624 000 руб. × 2,9 %) — в ФСС России;
  • 24 336 руб. (624 000 руб. × 3,9 %) — в ФФОМС.

Всего же в государственные внебюджетные фонды будет исчислено страховых взносов 187 200 руб. (144 768 + 18 096 + 24 336).

В прошлом же году страхователем с указанного дохода работника было бы начислено 159 040 руб. (122 688 + 16 472 + 19 889, где 122 688 руб. (568 000 руб. × 21,6 %), 16 472 руб. (568 000 руб. × 2,9 %), 19 880 руб. (568 000 руб. × 3,5 %) — суммы страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС соответственно).

Разница в исчисленных суммах страховых взносов в примере 3 составила 28 160 руб. (187 200 – 159 040). И получилась она из двух слагаемых (28 160 = (11 360 + 16 800)). Первое слагаемое вызвано ростом общего тарифа страховых взносов в 2014 году на 2 % (30 – 28 (21,6 + 2,9 + 3,5)). Это приводит к тому, что на каждый рубль доходов, лежащих в пределах от 1 до 568 000 руб., страхователь в текущем году начисляет на 0,02 руб. (1 руб. × (30 % – 28 %)) больше страховых взносов, чем в прошлом. И к предельной величине базы 2013 года получаем указанные 11 360 руб. (568 000 руб. × 2 %). Второе же слагаемое связано с тем, что на каждый рубль дохода, превышающий 568 000 руб., страхователь начисляет в текущем году дополнительно страховых взносов по сравнению с прошлым годом 0,3 руб. (1 руб. × (30 % – 0 %)). Поэтому к предельной величине базы 2014 года имеем искомые 16 800 руб. (56 000 руб. × (30 % – 0 %)).

Отметим, что действие приведённых в пункте 3.1 статьи 58 закона № 212-ФЗ тарифов страховых взносов распространено лишь на текущий год. И если законодатель не продлит их, то в 2015 году страхователи-«СМИ» будут исчислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с применением тарифов для общего случая.

Если у страхователя-«СМИ» прогнозируемые в 2014 году доходы физических лиц, включаемые в базу по исчислению страховых взносов, не превысят 624 000 руб., то ему вполне логично использовать при исчислении взносов тарифы, установленные для общего случая. Это:

  • освободит его от необходимости подтверждения выполнения требований, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 58 закона № 212-ФЗ;
  • при невыполнении же данных требований не возникнет обязанность по доплате страховых взносов в ФФОМС, определяемых как произведение базы по начислению взносов за отчётный (расчётный) период, в котором не выполнены установленные требования, на разность между общим тарифом страховых взносов в ФФОМС и тарифом, установленным для страхователя, — 1,2 % (5,1 – 3,9).

Возникающую в таком случае переплату в ПФР из-за превышения используемого тарифа над общим тарифом (1,2 % (23,2 – 22,0)), к сожалению, зачесть в счёт недоплаты в ФФОМС не удастся (п. 1 ст. 15 закона № 212-ФЗ).

Иные страхователи-льготники

Продолжают использовать в текущем году пониженные тарифы страховых взносов также (подп. 4–6 п. 1 и п. 3 ст. 58 закона от 24.07.09 № 212-ФЗ):

  • упомянутые выше хозяйственные общества и хозяйственные партнёрства;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
  • российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (IT-организации).

При этом каждый из перечисленных страхователей должен соответствовать условиям, которые приведены в пунктах 4 и 5 статьи 58 закона № 212-ФЗ. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа созданы в Москве (Зеленограде), Санкт-Петербурге, Дубне и Томске (постановления Правительства РФ от 21.12.05 № 779, 780, 781, 783).

Для указанных страхователей как общий тариф страховых взносов (14 %), так и тарифы в государственные внебюджетные фонды (в ПФР — 8 %, в ФСС России — 2 %, в ФФОМС — 4 %) остались прежними. И таковыми они будут вплоть до 2017 года включительно. После чего тарифы будут возрастать.

Распределение страхового тарифа в ПФР 8 % у данных страхователей по группам застрахованных лиц следующее (п. 7 ст. 33 закона № 167-ФЗ в редакции закона № 351-ФЗ):

  • для лиц 1966 года рождения и старше, а также для лиц 1967 года рождения и моложе, которые отказались от финансирования накопительной части, — страховые взносы, исчисленные по тарифу 8 %, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, и все они отнесены к индивидуальной части тарифа страховых взносов;
  • для лиц 1967 года рождения и моложе, которые выбрали вариант продолжения финансирования накопительной части трудовой пенсии, — страховые взносы, исчисленные по тарифу 6 %, направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии, страховая же часть тарифа, 2 %, отнесена на индивидуальную часть.

Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.10 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“», в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта, вправе использовать пониженные тарифы: 14 % — в ПФР, 0 % — в ФСС России и ФФОМС (п. 1 ст. 58.1 закона № 212-ФЗ).

Тарифы по платежам страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную части в этом случае следующие (п. 6 ст. 33 закона № 167-ФЗ в редакции закона № 351-ФЗ):

  • 14 % — на страховую часть у физических лиц 1966 года рождения и старше, а также у лиц 1967 года рождения и моложе, которые отказались от финансирования накопительной части, и
  • 8 % и 6 % — на страховую (индивидуальная часть) и накопительную часть у физических лиц 1967 года рождения и моложе, пожелавших продолжить пополнение накопительной части.

Работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, продолжают в 2014 году использовать тарифы во все внебюджетные фонды, а также на страховую и накопительную части в ПФР 0 % (п. 3.3 ст. 58 закона № 212-ФЗ, п. 11 ст. 33 закона № 167-ФЗ).

Как видим, для перечисленных выше иных страхователей-льготников тариф в ПФР не превосходит 16 % (8, 14 и 0 %). Несмотря на это, у всех физических лиц, которым они начисляют выплаты и вознаграждения, в силу подпункта 13.1 пункта 2 и подпункта 1.3 пункта 3 статьи 6 закона № 27-ФЗ в их индивидуальном лицевом счёте в общей части, а у лиц 1967 года рождения и моложе, которые склонились к варианту продолжения финансирования накопительной части трудовой пенсии, — и в специальной части пенсионщики приведут суммы страховых взносов, исчисленные с их доходов по тарифу 16 % или 10 и 6 %, независимо от перечисленных страхователями сумм страховых взносов.

Ещё одну группу страхователей-льготников составляют (подп. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ):

  • сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ;
  • организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Они в текущем году используют те же тарифы страховых взносов, что и в прошлом году: 21,0 % — в ПФР, 2,4 % — в ФСС России, 3,7 % — в ФФОМС (п. 2 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Распределение страхового тарифа в ПФР 21,0 % у данных страхователей по группам застрахованных лиц следующее (п. 5 ст. 33 закона № 167-ФЗ, в редакции закона № 351-ФЗ):

  • для лиц 1966 года рождения и старше и лиц 1967 года рождения и моложе, которые отказались от финансирования накопительной части, страховые взносы, исчисленные по тарифу 21,0 %, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 16 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов, а оставшиеся 5,0 % — солидарная часть тарифа страховых взносов;
  • для лиц 1997 года рождения и моложе, которые выбрали вариант продолжения финансирования накопительной части трудовой пенсии, страховые взносы, исчисленные по тарифу 6 %, направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии, страховая же часть тарифа, 15,0 %, подразделяется на индивидуальную часть — 10,% и солидарную часть — 5,0 %.

Указанные тарифы в силу подпункта 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 58 закона № 212-ФЗ, подпункта 3 пункта 4 и пункта 5 статьи 33 закона № 167-ФЗ вправе использовать страхователи-работодатели при исчислении страховых взносов с выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Отметим, что страхователи-льготники, у которых общий тариф страховых взносов менее 27,1 % (21,0 + 2,4 + 3,7), при исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, вправе применять пониженный тариф страховых взносов, установленный статьёй 58 или 58.1 закона № 212-ФЗ, который ими используется в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу всех работников (письмо Минздравсоцразвития России от 24.07.12 № 17-3/39).

Вследствие индексации в текущем году предельной величины базы по начислениям страховых взносов упомянутые выше страхователи также будут вынуждены уплачивать большие суммы взносов в государственные внебюджетные фонды по сравнению с перечислениями 2013 года. И случится это, когда доходы застрахованных лиц, исчисленные нарастающим итогом с начала года, превысят 568 000 руб.

ВАЖНО:

Ежегодно в закон № 212-ФЗ вносятся изменения. Не стал исключением и прошлый год, в котором законодателем приняты три федеральных закона, непосредственно затронувших вопросы исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды страхователями-работодателями.

Статья 58.2 в закон № 212-ФЗ была введена Федеральным законом от 03.12.11 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (п. 20 ст. 6). Тарифы страховых взносов для общего случая в переходный период (приведены в таблице) ею устанавливались на 2012–2013 годы.

За четыре года действия закона № 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов возросла в 1,5 раза (624 000 : 415 000).

Заявление об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованными лицами подаётся в порядке, установленном Правительством РФ. Форма же такого заявления утверждается ПФР (ст. 4 закона № 351-ФЗ).

К инжиниринговым услугам в целях закона № 212-ФЗ относятся:

  • инженерно-консультационные услуги по подготовке:
  • процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);
  • строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов;
  • предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Право на использование пониженных тарифов позволяет страхователям-работодателям исчислять страховые взносы только с совокупности выплат и вознаграждений, определяемой нарастающим итогом с начала расчётного периода, размер которой не превышает предельную величину базы.

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа созданы в Москве (Зеленограде), Санкт-Петербурге, Дубне и Томске (постановления Правительства РФ от 21.12.05 № 779, 780, 781, 783).

Текущий год для последней группы страхователей является последним, когда им установлены пониженные тарифы. Если законодатель их действие не продлит, то и эта категория в следующем году будет вынуждена использовать тарифы страховых взносов, установленные для общего случая.

Илья ОГУДИН, аудитор

Номер журнала:

Поделиться: