Как уменьшить штраф в ФСС России

Каким образом можно попытаться снизить штраф, налагаемый контролирующим органом, при помощи смягчающих обстоятельств?

В территориальные отделения ФСС России платят взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ, далее — закон № 212-ФЗ), а также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — закон № 125-ФЗ).

Основания для наложения штрафа перечислены в статье 46 закона № 212-ФЗ, а также статье 19 закона № 125-ФЗ.

Штрафы налагаются по результатам камеральной или выездной проверки. Обстоятельства, исключающие вину в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 4 ч. 6 ст. 39 закона № 212-ФЗ), выявляет руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения фонда в ходе рассмотрения материалов проверки.

Обстоятельства, исключающие вину

Перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, дан в части 1 статьи 43 закона № 212-ФЗ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:

•             совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

•             совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчёта в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);

•             выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределённому кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;

•             иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Ищем смягчающие обстоятельства

Обстоятельства, признаваемые смягчающими, перечислены в части 1 статьи 44 закона № 212-ФЗ. Так, есть шанс снизить штраф, если нарушение было совершено:

•             вследствие стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств;

•             под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

•             тяжёлого материального положения физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

•             иных обстоятельств, которые судом или территориальным отделением фонда, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Этот перечень не является исчерпывающим и суд может признать смягчающими и иные обстоятельства (ч. 4 ст. 44 закона № 212-ФЗ).

Могут быть признаны смягчающими следующие обстоятельства:

•             незначительное опоздание с представлением формы 4-ФСС;

•             незначительность ущерба;

•             незначительный период неполной уплаты страховых взносов в связи с неправомерным применением пониженного тарифа.

Закон прямо не оговаривает, какими документами можно подтвердить смягчающие обстоятельства.

По логике и здравому смыслу документами, подтверждающими смягчающие обстоятельства, могут быть:

•             свидетельства о смерти, заключения МСЭ, свидетельства о рождении, больничные листки — для подтверждения стечения тяжёлых личных и семейных обстоятельств;

•             выписки со счетов, подтверждающие отсутствие денег на счёте, копии баланса, документы, подтверждающие наличие задолженности, документы о получении значительных убытков по итогам деятельности — для подтверждения тяжёлого материального положения.

Куда обратиться

До того как решение о наложении штрафа было вынесено, плательщик взносов должен обращаться в территориальное отделение ФСС России, рассматривающее материалы проверки.

После решения можно обжаловать его (а также иные ненормативные акты, действия и бездействие) в вышестоящем органе ФСС России (у вышестоящего должностного лица) или в суде.

Суд или вышестоящий орган фонда, рассматривающий дело, при привлечении организации к ответственности будет устанавливать и учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (ч. 4 ст. 44 закона № 212-ФЗ).

Внимание: жалоба в суд может быть подана как одновременно с жалобой в вышестоящий орган ФСС России, так и позже (ч. 2 ст. 54 закона № 212-ФЗ).

Обращаемся выше

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.11 № 1424н утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу (далее — административный регламент).

Жалоба на акт территориального отделения ФСС России, действия (бездействие) его должностного лица подаётся в письменной форме (лично или по почте) или в электронной форме (ч. 1 ст. 55 закона № 212-ФЗ, п. 18 административного регламента).

Отказ от приёма жалобы не предусмотрен (п. 21 административного регламента).

В электронной форме жалобу можно подать через информационно-телекоммуникационные сети, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 40 административного регламента). Подтверждающие документы могут быть приложены также в электронной форме (п. 20 административного регламента).

Подтверждает приём жалобы специальный электронный документ (ч. 1 ст. 55 закона № 212-ФЗ, п. 38 административного регламента).

Жалобу можно подать в течение трёх месяцев со дня, когда плательщик взносов узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ч. 2 ст. 55 закона № 212-ФЗ), но если срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен вышестоящим органом фонда по заявлению плательщика (ч. 3 ст. 55 закона № 212-ФЗ).

По итогам рассмотрения жалобы на акт территориального отделения ФСС России вышестоящий орган фонда вправе (ч. 1 ст. 56 закона № 212-ФЗ, п. 53 административного регламента):

•             оставить жалобу без удовлетворения;

•             отменить акт территориального отделения ФСС России;

•             отменить решение территориального отделения ФСС России и прекратить производство по делу о правонарушении;

•             изменить решение территориального органа ФСС России или вынести новое решение по существу.

Вышестоящий орган не вправе направлять материалы дела на повторное рассмотрение в территориальное отделение ФСС России с поручением принять новое решение.

Территориальное отделение ФСС России не вправе проводить новую камеральную проверку и выносить новое решение о повторном привлечении компании к ответственности.

Вышестоящий орган ФСС России обязан вынести решение по жалобе в течение одного месяца со дня её получения.

Срок может быть продлён ещё на 15 дней, если вышестоящему органу фонда нужно получить от территориального отделения документы (информацию), необходимые для рассмотрения жалобы (ч. 3 ст. 56 закона № 212-ФЗ, п. 49 административного регламента).

О принятом решении плательщик должен быть уведомлен в письменной форме в течение трёх дней со дня его принятия (ч. 4 ст. 56 закона № 212-ФЗ, п. 25 административного регламента). Если жалоба подавалась в электронной форме, то и решение по ней будет направлено в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 5 ст. 56 закона № 212-ФЗ, п. 56 административного регламента).

Требования к жалобе

Жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если в ней (п. 69 административного регламента):

•             не указаны Ф. И. О. заявителя и (или) его почтовый адрес;

•             содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы должностным лицам ФСС России;

•             текст не поддаётся прочтению;

•             содержится вопрос, на который заявителю уже неоднократно давался ответ. В жалобе должны быть указаны:

•             наименование вышестоящего органа ФСС России, в который подаётся жалоба, или должность и Ф. И. О. должностного лица, которому она направляется;

•             наименование заявителя, ИНН, сведения о месте нахождения, контактный телефон, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым вышестоящий орган ФСС России должен направить ответ;

•             наименование территориального отделения ФСС России, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

•             требования организации со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

•             обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

•             суммы оспариваемых требований в разрезе суммы страховых взносов, пеней, штрафов;

•             расчёт оспариваемой денежной суммы;

•             перечень прилагаемых документов либо их копий.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, может содержаться ходатайство, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

Идём в суд

И всё-таки, с учётом того что снижение штрафа — право органа ФСС России, а не обязанность, более эффективный способ добиться снижения штрафа — это обращение организации в суд.

Суд может установить обстоятельства, смягчающие ответственность, даже при отсутствии просьбы об этом.

Для обжалования актов территориального отделения ФСС России, вышестоящего органа фонда, действий (бездействия) его должностных лиц следует обращаться в арбитражный суд (ч. 3 ст. 54 закона № 212-ФЗ).

Как показывает практика, суды часто признают действия отделений ФСС России правомерными, при этом снижая размер штрафа. Причём, что немаловажно, при снижении штрафа суд взыскивает расходы по уплате государственной пошлины с территориального отделения ФСС России.

ВАЖНО:

Обстоятельства, исключающие вину в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 4 ч. 6 ст. 39 закона № 212-ФЗ), выявляет руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения фонда в ходе рассмотрения материалов проверки.

Внимание: жалоба в суд может быть подана как одновременно с жалобой в вышестоящий орган ФСС России, так и позже (ч. 2 ст. 54 закона № 212-ФЗ).

Вышестоящий орган ФСС РФ обязан вынести решение по жалобе в течение одного месяца со дня её получения.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, может содержаться ходатайство, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

Анастасия РЯЗЯНЦЕВА, эксперт ООО «Правильное решение»

Номер журнала:

Поделиться: