Страховой стаж для пособий

Размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности находится в непосредственной зависимости от страхового стажа работника. Так, согласно пунктам 1 и 6 статьи 7 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 лет и более, данное пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. Работнику, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, полагается 80% среднего заработка. Сотруднику же, страховой стаж которого не достиг 5 лет, причитается всего лишь 60 % среднего заработка. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Напомним, что с 1 января текущего года МРОТ установлен в размере 5205 руб. (ст. 1 Федерального закона от 03.12.12 № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда"»).

При расчёте же пособия по беременности и родам установлена лишь одна градация по стажу — 6 месяцев. Данное пособие застрахованным лицам, страховой стаж у которых:

•             не достиг 6 месяцев, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ;

•             превысил 6 месяцев, — в размере 100% среднего заработка (п. 1 ст. 11 упомянутого закона № 255-ФЗ).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, при выплате указанных пособий в размере, не превышающем МРОТ, их сумма увеличивается на эти коэффициенты (п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Таким образом, для определения размера пособий как по временной нетрудоспособности, так и по беременности и родам работодателю необходим цифровой показатель страхового стажа застрахованного лица. Страховым же стажем в целях социального страхования признаётся суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).

Учитываемые периоды

Основные положения исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам изложены в статье 16 закона № 255-ФЗ. Так, в страховой стаж для определения размеров указанных пособий включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Законодатель при этом дал поручение федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, разработать и утвердить правила подсчёта и подтверждения страхового стажа. На тот момент таковым являлось Минздравсоцразвития России (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321). Ведомством в связи с этим был выпущен приказ от 06.02.07 № 91, которым утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно пункту 2 правил в страховой стаж застрахованного лица включаются периоды:

•             его работы по трудовому договору;

•             когда это лицо находилось на государственной гражданской или муниципальной службе;

•             иной его деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

К иным периодам деятельности застрахованного лица, которые учитываются при определении страхового стажа, относятся:

•             периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой де-ятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 01.01.01 и после 01.01.03, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

•             периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после приведённой даты;

•             периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.

Если застрахованное лицо определённое время осуществляло:

•             адвокатскую деятельность — до 1 января 2001 года (без каких-либо условий) и после 1 января 2003 года при уплате в этот период платежей на социальное страхование;

•             деятельность в качестве священнослужителя, за которую уплачены платежи на социальное страхование, — то периоды такой деятельности включаются в страховой стаж (п. 2 правил).

Под платежами на социальное страхование в целях указанных правил понимаются:

•             взносы на государственное социальное страхование — за период до 1 января 1991 года;

•             страховые взносы в Фонд социального страхования РФ — за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года;

•             страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании» — за период после 1 января 2010 года;

•             налоги, зачисляемые в ФСС России:

-              единый социальный налог — за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2009 года;

-              единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощённую систему налогообложения, — за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года;

-              единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности — за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года;

-              единый сельскохозяйственный налог — за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года. Зачисляемая же в бюджет Фонда социального страхования РФ часть единого налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями при использовании «упрощёнки», ЕНВД и ЕСХН, не признаётся уплатой платежей на социальное страхование за этот период деятельности (п. 3 правил).

К платежам на социальное страхование относятся также и страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, добровольно уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, в соответствии с федеральными законами:

•             от 31.12.02 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» — за период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2009 года;

•             упомянутым законом № 255-ФЗ — за период после 1 января 2010 года.

Напомним, что закон № 190-ФЗ устанавливал порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей. Отнесённые законодателем в «другую категорию страхователей» адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера имели право добровольно вступить в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этом случае они осуществляли уплату за себя страховых взносов в ФСС России по тарифу в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй НК РФ для соответствующих категорий плательщиков (ст. 3 закона № 190-ФЗ).

С 1 января 2010 года закон № 190-ФЗ утратил силу (п. 16 ст. 36 Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"»).

Пунктом же 14 ст. 34 закона № 213-ФЗ в закон № 255-ФЗ была введена глава 1.2 «Особенности уплаты страховых взносов», статьёй 4.5 которой установлен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поэтому лица, воспользовавшиеся таким правом, могут включить в свой страховой стаж периоды деятельности, за которые ими были добровольно уплачены страховые взносы в ФСС России.

Подтверждающие документы

Подтвердить страховой стаж по месту назначения и выплаты пособия могут документы, которые удостоверяют, что в определённые периоды работы физическое лицо было застраховано в системе государственного социального страхования и с его доходов в бюджет Фонда социального страхования РФ поступали платежи. Собрать же такие документы должно само застрахованное лицо (п. 20 правил) и представить их по месту назначения и выплаты пособия. Для работников таковым является работодатель, для адвокатов, индивидуальных предпринимателей, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию, — территориальный орган ФСС России (п. 4 ст. 13 закона № 255-ФЗ).

Напомним, что с 1 января 2004 года при оформлении трудовой книжки используется форма, утверждённая постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225, до этого же использовалась форма трудовой книжки, которая была утверждена постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.73 № 656.

Сами трудовые книжки и записи, произведённые в них, должны быть оформлены в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. тем же постановлением Правительства РФ № 225) или трудовым законодательством, действующим на день внесения записей в них (п. 4 правил).

Периоды, которые подтверждаются в трудовой книжке записями, осуществлёнными с нарушением указанных нормативных документов, специалисты ФСС России могут исключить из страхового стажа. Не исключена вероятность, что это может привести и к уменьшению размера начисленного пособия. Последнее же проверяющими будет признано как нарушение в расходовании соцстраховских средств и повлечёт за собой непринятие к зачёту части суммы пособия, выплаченной работнику, в счёт исчисленной суммы страховых взносов в ФСС России.

До 6 октября 2006 года (даты вступления в силу Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации») работодатели — индивидуальные предприниматели при найме сотрудников не имели права вести их трудовые книжки. Действующей до этой даты Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.74 № 162) не предусматривалась возможность ведения ими трудовых книжек. Поэтому трудовой стаж работающих у индивидуальных предпринимателей лиц до этого момента может подтверждаться письменным трудовым договором, зарегистрированным в органе местного самоуправления по месту регистрации предпринимателя, и документами работодателя, подтверждающими уплату указанных выше платежей в ФСС России.

Если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо нет записей об отдельных периодах работы сотрудника, то в подтверждение этих периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 8 правил).

Документы, свидетельствующие о периодах работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, которые представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия, должны содержать:

•             номер и дату выдачи;

•             Ф. И. О. застрахованного лица, которому выдаётся документ;

•             месяц и год его рождения;

•             место и период работы, профессию (должность) с указанием оснований — приказов, лицевых счетов и др.

При этом документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься для подтверждения страхового стажа и в случае, если не содержат основания для их выдачи.

Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадают с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, то факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о регистрации (расторжении) брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (п. 26 правил).

Деятельность:

•             индивидуального предпринимателя;

•             члена крестьянского (фермерского) хозяйства;

•             члена родовой, семейной общины малочисленных народов Севера;

•             физического лица, занимающегося частной практикой нотариуса, частного детектива, частного охранника, иного лица, занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, —

за периоды до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года подтверждается документом территориального органа Фонда социального страхования РФ об уплате платежей на социальное страхование (п. 12-14 правил).

Отметим, что у перечисленных выше лиц ни при каких обстоятельствах два года — 2001-й и 2002-й — целиком не входят в страховой стаж, поскольку в этот период они, в принципе, не могли уплачивать социальные платежи в ФСС России.

Застрахованные лица периоды работы у отдельных граждан по договорам (в качестве домашней работницы, няни, секретаря, машинистки и др.) могут подтвердить договором между работодателем и работником, зарегистрированным в органах местного самоуправления, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование (п. 10 правил).

Алгоритм расчёта

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчёта полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Данное положение не столь уж чётко установило алгоритм расчёта. Расчёт можно осуществлять двумя способами.

Первый  вариант  заключается  в  следующем.   Вначале  подсчитывается  количество  календарных дней:

•             по трудовой книжке — с даты приёма на работу:

-              по дату увольнения — по предыдущим местам работы;

-              по день наступления временной нетрудоспособности — по последнему месту работы, а также

•             по каждому представленному документу, подтверждающему страховой стаж.

Полученные значения суммируются, и тем самым определяется общее количество дней страхового стажа во всех периодах работы.

Затем эта сумма делится на 30 дней, поскольку каждые 30 дней в целях указанных правил признаются полным месяцем. Полученное целое число указывает на количество полных месяцев страхового стажа. Оставшаяся же дробная часть в дальнейшем расчёте не участвует.

Последним же действием становится определение количества полных лет страхового стажа. Для этого полученное количество полных месяцев страхового стажа делится на 12 месяцев.

При втором же варианте расчёта по каждому месту работы, указанному в трудовой книжке, а также по каждому представленному документу, подтверждающему страховой стаж, определяется количество полных лет, полных месяцев и дней работы в неполных месяцах. После чего находятся совокупности по каждой такой составляющей. А затем составляющая по дням переводится в полные месяцы, а совокупность по месяцам с учётом полученных месяцев из совокупности дней переводится в полные годы.

Разница при определении страхового стажа при использовании первого и второго вариантов вроде бы небольшая — 5 (или 6) дней за год (365 дн. (366 дн.) — 30 дн/мес. хх 12 мес.). Но она может стать критичной в моментах, когда стаж меняет порядок исчисления пособий, то есть когда он близок к 6 месяцам, 5 и 8 годам.

Пример             

19 июня 2013 года в организацию на работу был принят М.Т. Сухой. Данная работа является для него первой. 25 декабря им представлен листок нетрудоспособности о его болезни с 16 по 24 декабря.

Страховой стаж на момент наступления временной нетрудоспособности (16 декабря) при использовании первого варианта расчёта составит 6 месяцев и 1 день, поскольку сотрудник проработал в организации 181 день ((12 + 31 + 31 + 30 + 31 + + 30 + 16), где 12 и 16 — число проработанных дней в июне и декабре, 6 мес. (181 дн. : 30 дн/мес.)). Исходя из этого пособие по временной нетрудоспособности работнику следует выплатить в размере 60% среднего заработка.

По второму же варианту расчёта страховой стаж работника — 5 месяцев и 28 дней (5 полных месяцев — с июля по ноябрь включительно, 28 дней складываются из 12 дней в неполном июне и 16 дней в неполном декабре). Следовательно, работнику полагается пособие в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.

Подобный случай и рассматривался судьями ФАС Уральского округа. Организация при определении страхового стажа работника воспользовалась первым вариантом расчёта и определяла страховой стаж, исходя из общего количества взятых календарных дней как с предыдущих мест работы, так и со своего и деления общего количества календарных дней на 30 дней. Страховой стаж двух работников для определения размера пособия составил чуть более 5 лет (5 лет 9 дней и 5 лет 3 дня). В связи с чем пособие по временной нетрудоспособности указанным застрахованном лицам было выплачено страхователем исходя из 80 % среднего заработка.

Суд первой инстанции и апелляционный суд установили, что в рассматриваемом случае исчисление страхового стажа работникам произведено организацией в противоречие принципу, закреплённому в пункте 21 правил. Судьи при этом пришли к выводу о правомерности определения отделением ФСС России страхового стажа как менее 5 лет и, соответственно, исчисления застрахованным лицам организации пособия по временной нетрудоспособности в размере 60 % среднего заработка.

Кассация решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу общества — без удовлетворения (постановление ФАС Уральского округа от 27.11.12 № Ф09-11441/12, определением ВАС РФ от 26.03.13 № ВАС-3541/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

Как видим, необходимость перевода каждых 30 дней в полные месяцы действует только для не полностью отработанных застрахованным лицом месяцев. В письме ФСС России от 30.10.12 № 15-03-09/12-3065П подчёркнуто, что при расчёте страхового стажа перевод каждых 30 дней указанных периодов в полные месяцы, а каждых 12 месяцев этих периодов — в полные годы предусматривается только для неполных календарных месяцев и неполных календарных лет.

В случае если календарный месяц или календарный год отработан работником полностью, то делить количество отработанных дней на 30 дней и соответственно 12 месяцев нет необходимости.

С учётом приведённого работнику в приводимом выше примере пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.

Окончание примера  

Расчётным периодом при страховом случае, произошедшем в 2013 году, являются 2011 и 2012 годы. У Сухого работа в организации первая, поэтому в расчётном периоде у него не было заработка. Средний дневной заработок в таком случае рассчитывается исходя из МРОТ (п. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Величина среднего дневного заработка равна 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. х 24 мес. : 730 дн.).

Сумма дневного пособия составит 102,67 руб/дн. (171,12 руб/дн. х 60%), размер же пособия по временной нетрудоспособности — 924,03 руб. (102,67 руб/дн. хх 9 дн.).

Дневное пособие было исчислено исходя из МРОТ, поэтому осуществлять проверку на ограничение, установленное пунктом 6 статьи 7 закона № 255-ФЗ, нет смысла. Пособие (60% среднего заработка, определённого из МРОТ) и так не превысит МРОТ в пересчёте на полный календарный месяц.

Первые три дня болезни 308,01 руб. (102,67 руб/дн. х 3 дн.) оплачиваются за счёт работодателя, остальные шесть дней 616,02 руб. (924,03 - 308,01) — за счёт средств ФСС России.

Если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, то за дату принимается 1 июля соответствующего года. Если же в документе не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца (п. 27 правил).

Определять страховой стаж сотрудников работодателю желательно коллегиально. Для этого логично создать специальную комиссию, результаты заседаний которой будут оформляться протоколом. Вариант такого протокола приведён в образце.

Как было сказано выше, документы, подтверждающие страховой стаж, должно собрать само застрахованное лицо. Но не исключена вероятность, что в момент представления листка нетрудоспособности сотрудник необходимых дополнительных документов работодателю не представит.

Работодателю для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам законодатель предоставил 10 календарных дней, исчисляемых со дня обращения застрахованного лица за его получением. Выплату же пособия работодателю надлежит осуществить в ближайший после назначения пособия день выдачи заработной платы (п. 1 ст. 15 закона № 255-ФЗ).

Поэтому если работник принёс больничный лист, а дополнительные документы ещё не готовы, то работодателю необходимо определить страховой стаж, исходя из имеющихся на тот момент данных, осуществить расчёт размера пособия и выплатить работнику причитающуюся сумму. После же представления дополнительных документов уточняется продолжительность страхового стажа работника (при этом оформляется новый протокол об определении страхового стажа) и производится перерасчёт пособия. Но такой перерасчёт можно осуществить лишь до истечения шести месяцев, отсчитываемых со дня выхода сотрудника на работу по окончании болезни. И связано это с существующим ограничением по времени назначения пособия по временной нетрудоспособности. Оно может назначаться, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (п. 1 ст. 12 закона № 255-ФЗ).

Выше было указано, что для получения пособия в размере 100 % среднего заработка страховой стаж работника должен составлять 8 лет и более. Если такое количество лет работодателем определяется из записей трудовой книжки, то представлять работнику дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж при осуществлении им иной деятельности, нет необходимости.

ВАЖНО:

Практически невозможно найти работодателя, у которого сотрудники за время его предпринимательской деятельности хотя бы раз не болели. А это, в свою очередь, обязывает его выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности. Расчёт же такого пособия необходимо осуществить в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и принятыми в развитие их нормативными правовыми актами.

В страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Учитываются в страховом стаже и периоды привлечения к оплачиваемому труду после 1 ноября 2001 года лица, осуждённого к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы.

Проблем с подтверждением страхового стажа застрахованного лица не возникает, если сотрудник до найма его работодателем всё время работал по трудовому договору (трудовым договорам) в организации (организациях) или проходил государственную гражданскую или муниципальную службу. Данные о такой работе, а следовательно, и о страховом стаже подтверждаются записями в его трудовой книжке (п. 8 правил).

Трудовой стаж работающих у индивидуальных предпринимателей лиц до этого момента может подтверждаться письменным трудовым договором, зарегистрированным в органе местного самоуправления по месту регистрации предпринимателя, и документами работодателя, подтверждающими уплату указанных выше платежей в ФСС России.

Застрахованные лица периоды работы у отдельных граждан по договорам (в качестве домашней работницы, няни, секретаря, машинистки и др.) могут подтвердить договором между работодателем и работником, зарегистрированным в органах местного самоуправления, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование (п. 10 правил).

В случае если календарный месяц или календарный год отработан работником полностью, то делить количество отработанных дней на 30 дней и соответственно 12 месяцев нет необходимости.

Документы, подтверждающие страховой стаж, должно собрать само застрахованное лицо. Но не исключена вероятность, что в момент представления листка нетрудоспособности сотрудник необходимых дополнительных документов работодателю не представит.

Олег МИТРИЧ, аудитор

 

Номер журнала:

Поделиться: