Транспортная декларация

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).

Объектом же обложения данным налогом признаются зарегистрированные в установленном порядке:

•             наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;

•             воздушные транспортные средства — самолёты, вертолёты и другие воздушные транспортные средства;

•             водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.

Транспортный налог является региональным налогом. Он вводится в действие законом субъекта РФ, которым также определяются ставки налога, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 НК РФ). Приведённые в пункте 1 статьи 361 НК РФ ставки по налогу законами субъектов РФ могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Приведённое ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 НК РФ). Следовательно, законодательные (представительные) органы субъектов РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, вправе уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л. с. в том числе до нуля.

То, что вопрос об установлении размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов региона, Минфин России в прошлом году подтверждал неоднократно (письма от 18.06.12 №03-05-06-04/106, от 14.06.12 № 03-05-06-04/104). Чиновниками при этом упоминалась и норма пункта 3 статьи 361 НК РФ по возможности установления дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Организации в большинстве случаев имеют наземные транспортные средства. Порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938. На территории Российской Федерации регистрацию:

•             автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (за исключением спецтехники), осуществляют подразделения ГИБДД МВД России;

•             тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, — органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Транспортные средства в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001) регистрируются только на их собственников. Ими являются юридические или физические лица, указанные в паспортах транспортных средств, заключённых в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (п. 20 указанных правил регистрации).

Согласно Правилам государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 16.01.95) государственной регистрации подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России. Регистрация приведённых средств является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора.

Представление декларации

Налоговую декларацию по транспортному налогу за прошлый год им надлежит подать не позднее 1 февраля 2013 года. При её же оформлении необходимо использовать новую форму декларации, утверждённую приказом ФНС России от 20.02.12 № ММВ-7-11/99.

В состав декларации включаются: титульный лист, раздел 1 «Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет» и раздел 2 «Расчёт суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» (п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу (приведён в приложении № 3 к приказу), далее — порядок заполнения).

Для заполнения декларации фискалами разработано семь справочников (приведены в приложениях № 1-7 к порядку). Информация четырёх из них («Коды, определяющие налоговый период», «Коды представления налоговой декларации по транспортному налогу», «Коды видов транспортных средств», «Коды единиц измерения налоговой базы на основании ОКЕИ (выписка)») понадобится всем плательщикам налога. Если организация воспользовалась льготами по налогу, то ей не обойтись без справочника «Коды налоговых льгот» (приложение № 7 к порядку заполнения). Организациям же, у которых в 2012 году произошла реорганизация или которые были ликвидированы, придётся обратиться ещё и к справочнику «Коды форм реорганизации и код ликвидации организации» (приложение № 2 к порядку заполнения).

Справочник «Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по транспортному налогу в налоговый орган» (приложение № 4 к порядку заполнения) используют налоговики при заполнении соответствующего раздела титульного листа.

Организации, среднесписочная численность работников которых за 2012 год не превысила 100 человек, вправе представить декларацию на бумажном носителе непосредственно в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств лично, через представителя или отправить её по почте. Возможно представление декларации на бумажном носителе с приложением съёмного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата, или на бумажном носителе с использованием двумерного штрихкода (п. 2.7 порядка заполнения).

При отправке отчётности по почте днём её представления считается дата её отправки. Подтверждением того, что отчётность представлена, является отметка на декларации о приёме (с указанием даты её получения) либо уведомление о вручении (при отправке по почте), а также опись вложения с отметкой учреждения связи. По желанию указанные организации могут представить декларацию и в электронном виде.

Отчитываться же только в электронном виде обязаны организации, среднесписочная численность работников которых за прошлый год превысила 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Причём если по месту нахождения обособленных подразделений организации зарегистрированы транспортные средства, то налоговые декларации по транспортному налогу независимо от численности этих подразделений организация обязана представлять в налоговые органы по месту нахождения всех транспортных средств в электронном виде (письмо Минфина России от 09.08.11 № 03-03-06/1/464).

Передача отчётности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) осуществляется по установленным форматам (приложение № 2 к упомянутому приказу ФНС России № ММВ-7-11/99) с электронно-цифровой подписью в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. приказом МНС России от 02.04.02 № БГ-3-32/169). Порядок приёма отчётности регламентируется Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчётов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. приказом ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534). Подтверждением даты отправки является электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком отчётности (квитанция о приёме).

Заполнение

— раздела 2

Оформление декларации начинается с заполнения раздела 2.

Данный раздел новой декларации по транспортному налогу существенно отличается от его аналога в предшествующей форме декларации. Его теперь необходимо заполнять по каждому транспортному средству, зарегистрированному в соответствии с законодательством РФ. Ранее же на один лист этого раздела можно было внести данные по более чем двум десяткам транспортных средств.

По строке 120 приводится коэффициент Кв, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей. В этом случае в числителе используется число полных месяцев по первому и второму месту учёта транспортных средств.

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации в силу пункта 3 статьи 362 НК РФ принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.

Указанное положение по уточнению учёта месяца регистрации (снятия) транспортного средства, по мнению финансистов, применяется только при приобретении и реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства. Поскольку главой 28 «Транспортный налог» НК РФ не предусмотрен порядок исчисления сумм транспортного налога с учётом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчёте учитывается полный месяц), в случае если транспортное средство снято с учёта в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, то транспортный налог за данный месяц чиновники предложили уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог необходимо будет уплачивать начиная со следующего месяца (письмо Минфина России от 27.08.09 № 03-05-05-04/11).

Пример 1          

Организация, находящаяся в Москве, в августе 2012 года изменила своё место нахождения и зарегистрировалась в г. Истра Московской области. Транспортные средства, учитываемые на её балансе, в этом месяце были сняты с учёта в Москве и поставлены на учёт в Истре.

Декларацию по транспортному налогу организация представляет в ИФНС России по г. Истре (5017). При этом ею по каждому транспортному средству оформляется два листа раздела 2. В первом из них по строке 120 приводится значение Кв = 0,6667 (8 мес. : 12 мес.), во втором — Кв = 0,3333 (4 мес. : 12 мес.).

Минфиновцы в указанном письме № 03-05-05-04/11 при этом отметили, что транспортный налог является региональным налогом и вводится в действие законами субъектов РФ. Поэтому исчисление и уплата этого налога должны осуществляться в соответствии с действующим на территории региона законодательным актом субъекта РФ о транспортном налоге.

Отличие в формах раздела 2 действующей и ранее используемой декларации состоит также и в большей детализации расчёта налога по каждому объекту налогообложения. Так появилось строка 090, по которой предлагается указать экологический класс автомобиля. Никакие иные пояснения по заполнению этой строки в порядке заполнения декларации не приведены.

Напомним, что в настоящий момент выделяются шесть экологических классов, характеризующих категории и подгруппы автомобильной техники и технические нормативы выбросов. Приведены они в Экологической классификации автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ (приложение № 2 к техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.05 № 609)). Чем ниже экологический класс, тем меньше выбросов создаёт автомобиль.

Сохранена в разделе строка для указания количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства (строка 100). В порядке заполнения процитировано положение абзаца 2 пункта 3 статьи 361 НК РФ о том, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. В примере же определения данного показателя использовано правило, на котором неоднократно настаивали финансисты, — учёт налогового периода, за который уплачивается налог (письма Минфина России от 30.01.12 №03-05-05-04/02, от 27.05.11 № 03-05-05-01/36).

Указывается данный показатель в разделе только в случаях установления дифференцированных налоговых ставок с учётом срока полезного использования транспортных средств.

Пример 2          

На учёте в организации стоит транспортное средство 2007 года выпуска. Законом субъекта РФ установлены дифференцированные налоговые ставки с учётом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств по группе транспортных средств, в которую входит рассматриваемый автомобиль.

Налогоплательщик последовал рекомендациям финансистов. При исчислении транспортного налога за 2012 год в отношении этого транспортного средства при определении количества лет, прошедших с года его выпуска, им принят период с 2008 по 2012 год включительно. Исходя из этого, по строке 100 раздела 2 налоговой декларации он указал 5 лет.

Как было сказано выше, по строке 120 заносится коэффициент Кв, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Для подтверждения правильности его расчёта введена строка 110, по которой полается привести количество полных месяцев владения транспортным средством в отчётном году.

Налоговая ставка, установленная законом соответствующего субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства, и сумма исчисленного налога приводятся соответственно по строкам 130 и 140. Искомое значение налога определяется как произведение налоговой базы, указанной в строке 070, налоговой ставки (строка 130) и коэффициента Кв, отражаемого в строке 120.

По строке 070 указывается налоговая база. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, таковой яв-ляется мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

Код единицы измерения налоговой базы в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ) приводится по строке 080. Его значение берётся из приложения № 6 к порядку заполнения. Для лошадиных сил это 251.

Во второй части раздела 2 подробно приводится информация по налоговым льготам. Для такой информации отведено восемь строк с 150 по 220.

Законами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по транспортному налогу (абз. 3 ст. 356 НК РФ) в виде:

•             освобождения от налогообложения по транспортному налогу (код льготы 20 210);

•             уменьшения суммы транспортного налога (код льготы 20 220);

•             снижения налоговой ставки (код льготы 20 230).

В справочнике налоговых льгот помимо перечисленных приведён ещё один код — 30 200. Он проставляется, если используются льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

По строке 150 предлагается отразить количество полных месяцев использования льготы. В следующей строке, 160, указывается коэффициент Кл. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых предоставлялась налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчётном периоде). Значение коэффициента приводится в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

При льготе в виде освобождения от налогообложения по транспортному налогу на основании закона субъекта РФ заполняется строка 170. По этой строке предусмотрено заполнение двух полей:

•             в первом поле указывается код налоговой льготы;

•             во втором — приводится основание для её использования — номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ о транспортном налоге, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа).

Заполнение осуществляется слева направо. Если реквизит имеет меньше четырёх знаков, свободные знако-места слева от значения заполняются нулями.

При льготе по международным договорам заполняется только первое поле этой строки.

В случае установления законом субъекта РФ льготы по транспортному налогу в виде освобождения от налогообложения сумма налоговой льготы, приводимой по строке 180, рассчитывается как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 130) и коэффициента Кв (строка 120).

Для информации по льготам в виде уменьшения суммы транспортного налога и снижения налоговой ставки предусмотрено по паре строк — (190 и 200) и (210 и 220) соответственно.

По строкам 190 и 210 предусмотрено два поля для кода льготы и основания для её использования — статья, пункт и подпункт закона субъекта РФ.

При установлении региональным законом льготы по транспортному налогу, уменьшающей исчисленную сумму налога в процентах, согласно порядку заполнения сумма налоговой льготы, приводимая по строке 200, рассчитывается как произведение значения исчисленного налога (строка 140) и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога, делённое на 100.

В случае установления законом субъекта РФ льготы по транспортному налогу в виде снижения налоговой ставки сумма налоговой льготы, заносимая по строке 220, исчисляется как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, то есть стр. 220 = стр. 070 х (НС --НСпон) : 100, где НС и НСпон — налоговая и пониженная налоговая ставки.

Как видим, для льгот в виде уменьшения налога и снижения налоговой ставки порядок заполнения не предусматривает использование коэффициента пользования такими преференциями Кл. Объяснить это можно тем, что данные льготы определяются исходя из суммы налога, который уже посчитан с учётом количества месяцев в течение года, когда автомобиль являлся объектом налогообложения.

Однако в письме ФНС России от 13.11.12 № БС-4-11/19074 отмечено, что порядок заполнения содержит некорректное описание алгоритма исчисления сумм налоговых льгот. Соответствующие изменения (в части указанного алгоритма) внесены приказом ФНС России от 26.10.12 № ММВ-7-11/808. Но будут они применяться начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период 2013 года.

В случае возникновения у налогоплательщика оснований для применения налоговой льготы по транспортному налогу, установленной законом субъекта РФ в налоговом периоде 2012 года, в целях корректного исчисления сумм налоговых льгот фискалы настоятельно рекомендуют сумму налоговой льготы, указываемую:

•             по строке 180 — рассчитывать как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 130) и коэффициента Кл (строка 160);

•             по строке 200 — определять как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 130), коэффициента Кл (строка 160) и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;

• по строке 220 — исчислять как произведение разности между суммами налога, исчисленного по полной и пониженной налоговой ставкам, и коэффициента Кл (строка 160). Руководство налоговой службы при этом дало поручение управлениям ФНС России по субъектам РФ довести данные рекомендации до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, заносится по строке 230. Она определяется как разность значений строк 140 и 180 или значения строки 140 и совокупности значений строк 200 и 220, то есть стр. 230 = (стр. 140 - - стр. 180) или стр. 230 = (стр. 140 - - (стр. 200 + стр. 220)).

Расчёт суммы налога в разделе 2 декларации, как было сказано выше, производится по каждому транспортному средству, являющемуся объектом налогообложения. Но не исключена вероятность, что понадобится заполнить два листа раздела 2 по одному автомобилю. Так, исчисление транспортного налога по объектам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и при этом изменилась его мощность, упомянутые методические рекомендации предлагают производить с учётом таких изменений. Налоговики при этом считают, что налог по изменённой налоговой базе следует исчислять с месяца, в котором произошла регистрация изменений в технической документации (пример в пункте 31 методических рекомендаций).

Собственник при этом должен сообщить в регистрирующий орган о необходимости внесения изменений в техническую документацию. С учётом этих данных им и исчисляется транспортный налог.

Изменение же величины налоговой базы (мощности двигателя) в течение налогового периода обяжет организацию заполнить два листа раздела 2.

Пример 3          

Организация в августе 2012 года заменила двигатель на автомобиле, мощность снятого — 180 л. с., установленного — 210 л. с. Регистрация изменений в технической документации осуществлена отделением ГИБДД 21 августа.

При исчислении транспортного налога за 2012 год за первые семь месяцев (с января по июль) налоговая база определяется мощностью двигателя 180 л. с., за оставшиеся пять месяцев года (с августа по декабрь) её размер возрос до 210 л. с.

Налоговая база — мощность двигателя в л. с. — указывается по строке 07 раздела 2 налоговой декларации. Поскольку в течение отчётного периода по рассматриваемому транспортному средству произошло изменение величины налоговой базы, то организации необходимо заполнить два листа раздела 2 декларации.

На первом листе по строке 070 приводится 180, по строке 120 — 0,5833 (7 / 12), на втором листе в эти строки заносится 210 и 0,4167 (5 : 12) соответственно.

— раздела 1

Заполнив по каждому транспортному средству раздел 2 декларации, можно переходить к оформлению раздела 1.

Главным отличием этого раздела в новой форме является то, что он дополнен строками 023, 025 и 027 для указания суммы авансовых платежей по итогам первого, второго и третьего кварталов.

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчётного периода в размере одной четвёртой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Отчётными периодами по транспортному налогу признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты авансовых платежей, как было сказано выше, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом законодательным (представительным) органам региона предоставлено право не устанавливать отчётные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Если отчётные периоды не установлены, то в указанных строках проставляются прочерки. И сумма исчисленного налога за налоговый период целиком подлежит перечислению в бюджет в срок, установленный законом субъекта РФ.

Если же отчётные периоды установлены, то за первый, второй и третий кварталы организации обязаны исчислить авансовые платежи по транспортному налогу и перечислить их суммы в бюджет. Уплата авансовых платежей осуществляется в сроки, установленные региональными законами.

Положительная разница между исчисленной суммой транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и совокупностью авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных в течение предыдущих кварталов, заносится по строке 030 этого раздела.

При определении срока уплаты транспортного налога следует руководствоваться региональным законом. При этом существует ограничение по установлению срока уплаты налога. Для организаций срок уплаты для годовой суммы транспортного налога, установленный региональным законодательством, не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Если же у налогоплательщика в силу тех или иных причин (например, выбытия ТС и уменьшения количества объектов налогообложения) совокупность авансовых платежей превзойдёт исчисленную сумму налога за налоговый период, то разница между ними приводится по строке 040 как сумма налога, исчисленная к уменьшению.

При наличии у налогоплательщика объектов обложения, находящихся на территории нескольких муниципальных образований, отнесённых к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учёт налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна декларация (п. 4.1 порядка заполнения). Исходя из этого в разделе 1 приведены три блока расчёта для налогов, начисленных и уплаченных в разных муниципальных образованиях. В каждый блок включены поля для указания: кода ОКАТО, исчисленной суммы налога за период, в том числе авансовых платежей, суммы налога к уплате в бюджет и суммы налога, исчисленной к уменьшению. Именно столько можно указать налоговых обязательств по разным районам (муниципальным образованиям), на территории которых зарегистрированы транспортные средства, при условии что все муниципальные образования находятся в юрисдикции одного налогового органа.

Если же транспортные средства стоят на регистрационном учёте на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то для каждого из них организации-налогоплательщику придётся составлять отдельные декларации.

— титульного листа

Титульный лист декларации приведён в соответствие с унифицированным форматом, используемым в других налоговых декларациях, в связи с чем изменён порядок заполнения отдельных его полей.

Так в поле «Номер корректировки» цифрой «0--» обозначается первичный документ, а все последующие цифры означают номер корректировки при представлении уточнённой декларации по транспортному налогу: первая — «1--», вторая — «2--» и т. д.

В общем случае в поле «Налоговый период» заносится 34.

Если же в течение года в организации проведена реорганизация либо она была ликвидирована, то в этом поле указывается 50 (данные коды приведены в справочнике (приложение № 1 к порядку заполнения)). В этом случае налогоплательщику надлежит заполнить и поле «Форма реорганизации (ликвидация) (код)». Для правильного его заполнения необходимо обратиться к справочнику, приведённому в приложении 2 к порядку заполнения.

Для заполнения поля «по месту нахождения (учёта) (код)» понадобится справочник, приведённый в приложении № 3 к порядку заполнения. Для общего случая, когда декларация представляется в инспекцию по месту нахождения транспортных средств (их государственной регистрации), в этом поле проставляется 260.

Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по всем налогам, в том числе по транспортному, в налоговом органе по месту своего учёта (код 213).

Код 216 проставляется правопреемником, отнесённым также к категории крупнейших плательщиков, при представлении декларации по месту его учёта.

Обычный же правопреемник представляет декларацию в ту инспекцию, на территории которой зарегистрированы транспортные средства. Если транспортные средства реорганизованной (преобразованной) организации переходят к правопреемнику, то он обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период. В данной декларации надлежит исчислить сумму налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших преобразованной организации и вновь принятых на баланс. На титульном и других листах налоговой декларации при этом указываются реквизиты организации-правопреемника (письмо ФНС России от 11.11.10 № ШС-37-3/15203).

Некоторые особенности исчисления налога

Организации не столь уж редко используют транспортные средства на закрытой своей территории. Поскольку такие объекты не передвигаются по дорогам общего пользования, то они иной раз не осуществляют их государственную регистрацию. Так как незарегистрированное транспортное средство не является объектом рассматриваемого налога, то налогоплательщики по нему не исчисляют и не уплачивают налог. Фискалы же настаивают на учёте таких транспортных средств при исчислении налога.

Несмотря на то что транспортные средства используются на закрытой территории организации, не передвигаются по дорогам общего пользования и не прошли государственную регистрацию (то есть их государственная регистрация организацией не осуществлена), они, по мнению Президиума ВАС РФ, являются объектом налогообложения по транспортному налогу.

И аргументировали это высшие судьи следующим.

Используемые обществом в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка (всего 102 транспортных средства) подлежали государственной регистрации на основании постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Государственную регистрацию упомянутых транспортных средств осуществляют органы государственного технического надзора (постановление Совета министров — Правительства Российской Федерации от 13.12.93 № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации»).

Транспортные средства общества подлежали государственной регистрации в органах государственного технического надзора, и в силу этого обстоятельства они признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).

Отдельные федеральные арбитражные суды и до этого постановления подтверждали правомерность действий налоговиков. Так, судьи ФАС Московского округа посчитали, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики являются транспортными средствами, налогоплательщик был обязан обеспечить их государственную регистрацию. Учитывая, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации налогоплательщик необоснованно получил налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога, доначисление транспортного   налога   является   правомерным   (постановление   ФАС   Московского   округа   от   16.04.09 № КА-А40/2929-09).

Обязанность по уплате транспортного налога, по мнению минфиновцев, ставится в зависимость исключительно от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учёта транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Исчисление налога в силу статьи 362 НК РФ прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учёта в регистрирующих органах. Поэтому:

•             при изъятии транспортных средств судебным приставом-исполнителем для реализации (письмо Минфина России от 14.06.12 № 03-05-05-04/09);

•             неиспользовании транспортных средств в течение длительного времени в связи с текущим ремонтом или по случаю их негодности в результате аварии и иных чрезвычайных обстоятельств (письма Минфина России от 18.02.09 № 03-05-05-04/01, от 01.04.08 № 03-05-05-04/05);

•             утрате автомобиля в результате пожара (письмо Минфина России от 24.03.11 № 03-05-06-04/123);

•             списании утилизированного транспортного средства с бухгалтерского учёта (определение ВАС РФ от 07.10.11 № ВАС-12223/10) —

при условии неснятия их с учёта в регистрирующих органах организации должны продолжать исчислять транспортный налог. Его уплата прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия средства с регистрационного учёта в регистрирующих органах.

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. При наличии документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства, находящегося в розыске, данный автомобиль не является объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем угона (письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.11 № 16-15/015742). При этом следует иметь в виду, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.

Исчисление транспортного налога по украденным (возвращённым) транспортным средствам в течение налогового периода производится с учётом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика (п. 30 методических рекомендаций). В целях исчисления налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

ВАЖНО:

В разделе II «Термины» Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/ 177) указано, что перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми. Для их определения фискалы рекомендуют использовать термины и понятия, применяемые в соответствующих отраслях законодательства. При этом в пункте 2 методических рекомендаций приведены транспортные средства, относимые в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359) к водным и воздушным, а также их коды.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода (календарного года (п. 1 ст. 361 НК РФ)) представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Данную декларацию необходимо представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налоговая декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде.

В случае изменения места нахождения организации и снятия с учёта в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной налоговому органу по прежнему месту нахождения организации, налоговая декларация по транспортному налогу представляется в налоговый орган по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКАТО, на территории которых зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде на налогоплательщика транспортные средства, с учётом коэффициента, определяемого по строке 120 данного раздела декларации.

Законодательные (представительные) органы субъекта РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, в том числе и с учётом их экологического класса. И логично предположить, что по транспортным средствам, у которых экологический класс ниже, ставка налога должна быть меньше.

По строке 070 указывается налоговая база. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, таковой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

Для льгот в виде уменьшения налога и снижения налоговой ставки порядок заполнения не предусматривает использование коэффициента пользования такими преференциями Кл. Объяснить это можно тем, что данные льготы определяются исходя из суммы налога, который уже посчитан с учётом количества месяцев в течение года, когда автомобиль являлся объектом налогообложения.

Изменение величины налоговой базы (мощности двигателя) в течение налогового периода обяжет организацию заполнить два листа раздела 2.

Если транспортные средства стоят на регистрационном учёте на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то для каждого из них организации-налогоплательщику придётся составлять отдельные декларации.

Обязанность по уплате транспортного налога, по мнению минфиновцев, ставится в зависимость исключительно от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.

Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»

 

Номер журнала:

Поделиться: