Информация о товаре: сколько стоит ее отсутствие

Правовые основы розничной купли-продажи даны в параграфе 2 главы 30 ГК РФ. В розницу товар приобретается для конечного потребления, то есть покупателем по такому договору выступают физические лица.

Помимо ГК РФ к договору купли-продажи применяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — закон о ЗПП), а также иные нормативно-правовые акты.

До того как приобрести товар, покупатель вправе:

•             осмотреть товар;

•             потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это отвечает характеру товара и не противоречит правилам розничной торговли.

Если же покупателю не предоставлена возможность сразу получить в месте продажи соответствующую информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключён — в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (ч. 4 ст. 445 ГК РФ). Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна также возместить другой стороне причинённые этим убытки.

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несёт ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Согласно статье 9 закона о ЗПП изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на своей вывеске. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, то до сведения потребителя должна быть доведена информация:

•             о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца);

•             о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации;

•             о сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства;

•             об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Эта информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10 закона о ЗПП). По отдельным же видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются непосредственно Правительством РФ.

Так, Перечень видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.09 № 122.

Согласно Федеральному закону от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

Согласно Перечню товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.97 № 481), информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения:

•             об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания — сведения о составе, в том числе наименования использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с приме-нением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента;

•             о пищевой ценности;

•             о назначении;

•             об условиях применения и хранения продуктов питания;

•             о способах изготовления готовых блюд;

•             о весе (объёме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания;

•             о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

В зависимости от ситуации информация о товарах (работах, услугах) должна включать в себя также:

•             цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

•             гарантийный срок (если он установлен);

•             правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

•             информацию об энергетической эффективности товаров (если требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности);

•             срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

•             адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра;

•             информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если они относятся к таким видам товаров (работ, услуг), для которых указанное соответствие должно наличествовать;

•             информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

•             указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нём, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

•             указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нём устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Необходимая информация должна быть доведена до сведения потребителей:

•             в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам);

•             на этикетках;

•             путём маркировки;

•             иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.97 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» информация о непродовольственных товарах с учётом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:

•             наименование товара;

•             наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);

•             назначение (область использования), основные свойства и характеристики;

•             правила и условия эффективного и безопасного использования;

•             иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Эта информация должна быть размещена:

•             на упаковке;

•             на этикетке товара;

•             в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару;

•             на листках-вкладышах к каждой единице товара;

•             иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно (ст. 11 закона о ЗПП). Он доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Нарушение такого требования может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 14.8 КоАП РФ.

Под иными правами потребителя подразумеваются права, за нарушение которых ответственность не наступает в соответствии со статьёй 14.7 КоАП РФ и объективная сторона которых не выражена:

•             в обмеривании;

•             в обвешивании;

•             в обсчёте;

•             во введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги);

•             в ином обмане потребителей (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ). Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.8 КоАП РФ, выражается, в частности, в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Например, отсутствие на вывеске магазина обязательной и необходимой информации о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, о государственной регистрации и наименовании регистрировавшего органа свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Субъектами административной ответственности по статье 14.8 КоАП РФ являются должностные и юридические лица. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закреплённых в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа:

•             на должностных лиц — в размере от 500 до 1000 руб.;

•             на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

ВАЖНО:

До того как приобрести товар, покупатель вправе:

•             осмотреть товар;

•             потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это отвечает характеру товара и не противоречит правилам розничной торговли.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10 закона о ЗПП). По отдельным же видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются непосредственно Правительством РФ.

Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно (ст. 11 закона о ЗПП).

Максим ШАПОВАЛ, эксперт РЭА «Алиас»

 

Номер журнала:

Поделиться: