Один тариф, другой тариф...

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, как известно, признаются плательщиками страховых взносов:
• в Пенсионный фонд РФ — на обязательное пенсионное страхование;
• в Фонд социального страхования РФ — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• в Федеральный фонд ОМС — на обязательное медицинское страхование
(п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Использование понижающего тарифа
В текущем году некоторые из «упрощенцев» вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу 20%. При этом вся сумма страховых взносов направляется в ПФР, поскольку в остальные государственные внебюджетные фонды — ФСС России и ФФОМС — установленный тариф составляет 0% (п. 3.4 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Причём исчисленные суммы страховых взносов в ПФР с выплат лицам (п. 12 ст. 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»):
• 1967 года рождения и старше — целиком пополняют страховую часть их трудовой пенсии;
• 1967 года рождения и моложе по тарифам 14 и 6 % — направляются соответственно на страховую и накопительную части их трудовой пенсии.

Необходимыми условиями использования пониженного тарифа в ПФР являются (п. 1.4 ст. 58 закона № 212-ФЗ):
• ведение деятельности из перечня видов экономической деятельности (классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), приведённого в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ (в перечень внесено 39 видов деятельности);
• данный вид деятельности должен быть основным;
• доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по основному виду деятельности должна быть не менее 70% общего объёма доходов.

Сумма же доходов страхователя определяется в соответствии с положениями статьи 346.15 НК РФ (п. 1.4 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Следовательно, при расчёте этой процентной доли в общую сумму доходов включаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. При этом не учитываются:
• доходы, указанные в статье 251 НК РФ;
• доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам 15, 9 и 0%;
• доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам 35, 30 и 9%.

Датой получения доходов налогоплательщиком, применяющим УСН, в силу пункта 1 статьи 346.17 НК РФ признаётся день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

Чтобы подтвердить возможность использования пониженного тарифа страховых взносов, «упрощенцу» прежде всего необходимо засвидетельствовать структуру своих доходов. Согласно пункту 1.4 статьи 58 закона № 212-ФЗ руководствоваться при этом следует порядком, установленным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. С 3 июля 2012 года эти функции переданы Минтруду России (п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.12 № 610, п. 1 постановления Правительства РФ от 14.09.09 № 731 в редакции постановления Правительства РФ от 25.03.13 № 257). Ранее они относились к компетенции Минздравсоцразвития России (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321).

В утверждённых соответственно приказами Минтруда России от 28.12.12 № 639н и от 19.03.13 № 107н формах:
• расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), и
• расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) —
имеются специальные подразделы (подраздел 3.6 и таблица 4.3), в которых необходимо указать:
• общую сумму доходов;
• сумму доходов от основного вида деятельности;
• долю доходов от основного вида деятельности в общей сумме доходов.

В Обзоре ответов на вопросы по применению положений Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (доведён письмом ФСС России от 18.12.12 № 15-03-11/08-16893) руководство фонда разъяснило, что применение плательщиками страховых взносов пониженных тарифов, предусмотренных статьёй 58 закона № 212-ФЗ, носит заявительный характер.

Пример

Одним из видов деятельности организации, применяющей УСН, является производство пластмассовых профилей (код ОКВЭД 25.21). По итогам первых трёх месяцев текущего года доля доходов от реализации пластмассовых профилей в общей сумме доходов составила 73,6%. Размер ежемесячного фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, у страхователя — 1 425 000 руб. Из этой суммы доходы физических лиц 1966 года рождения и старше — 427 400 руб.
Поскольку «упрощенец» осуществлял производство пластмассовых профилей, а этот вид деятельности приведён в подпункте 8 «ж» пункта 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ среди льготируемых видов, и им в первом квартале соблюдено требование по размеру доли доходов от основного вида деятельности, то страхователем в этот период при исчислении страховых взносов в ПФР использовался пониженный тариф 20,0%. Исходя из этого им ежемесячно начислялось в ПФР в виде страховых взносов, направляемых на финансирование:
• страховой части трудовой пенсии — 225 144 руб. (427 400 руб. х 20°% + + (1 425 000 - 427 400) руб. х 14°%);
• накопительной части трудовой пенсии — 59 856 руб. (997 600 руб. х 6%).
С учётом этого за первый квартал страхователем было перечислено в ПФР 675 432 руб. (225 144 руб/мес. х 3 мес.) на страховую часть и 179 568 руб. (59 856 руб/мес. х 3 мес.) на накопительную часть.
Так как тарифы страховых взносов в ФСС России и ФФОМС для «упрощенца» установлены в размере 0%, то в первом квартале им денежные средства в указанные фонды не направлялись.
В течение отчётного периода страхователем использовался только один тариф — пониженный. Поэтому данные по начислениям доходов физическим лицам, исчисленным и перечисленным суммам страховых взносов заносятся в таблицу подраздела 2.1 «Расчёт страховых взносов по тарифу» раздела 2 «Расчёт страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу» расчёта РСВ-1 ПФР. При этом в полях «Код тарифа» этого листа указывается 07.
В подтверждение правомерности использования пониженного тарифа организацией заполняется подраздел 3.6 раздела 3 расчёта, по строке 363 которого указывается доля доходов от продажи пластмассовых профилей в общей сумме доходов 73,6%.
Помимо расчёта по форме РСВ-1 ПФР по итогам каждого отчётного периода организации обязаны представлять отчётность по индивидуальному (персонифицированному) учёту (подп. 1 п. 9 ст. 15 закона № 212-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»). В комплект этой отчётности в текущем году входят:
• форма СЗВ-6-4 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;
• форма АДВ-6-5 «Опись документов сведений о сумме выплат и вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;
• форма АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР» (указанные формы утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.06 № 192п).
Форма СЗВ-6-4 заполняется на каждое застрахованное лицо, которому в первом квартале был начислены выплаты и вознаграждения. При этом в поле «Код застрахованного лица» указывается ПНЭД (Классификатор параметров, используемых в формах документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, приложение 1 к Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.06 № 192п).
На титульном листе расчёта 4-ФСС в поле «Шифр страхователя» указывается 121.01.00 (первые три цифры в этом коде означают, что организация использует один из льготных видов деятельности, перечисленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 закона № 212-ФЗ, четвёртая и пятая цифры относят страхователя к плательщику, применяющему УСН, последние же две цифры говорят о том, что страхователь не является казённым или бюджетным учреждением), по строке 3 таблицы 4.3 приводится 73,6%.

Потеря права на пониженный тариф
Если по итогам отчётного (расчётного) периода основной вид экономической деятельности «упрощенца» не будет соответствовать заявленному основному виду экономической деятельности, то такой страхователь (организация или индивидуальный предприниматель) лишается права применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчётного (расчётного) периода, в котором допущено такое несоответствие. «Упрощенец» в этом случае обязан исчислить страховые взносы по общему тарифу, установленному пунктом 1 статьи 58.2 закона № 212-ФЗ:
• 22% — в Пенсионный фонд РФ, 2,9% — в ФСС России, 5,1 % — в ФФОМС по доходам, размер которых не превосходит предельную величину базы страховых взносов;
• 10,0% — в ПФР, 0,0% — в ФСС России и ФФОМС по доходам, превысившим установленную предельную величину базы, —
и перечислить недостающие их части в бюджет фондов (п. 1.4 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Продолжение примера
Дополним условие примера: по итогам полугодия доля доходов от реализации пластмассовых профилей в общей сумме доходов составила 66,9%. Причитающиеся к уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов суммы страховых взносов за июнь организация перечислила 12 июля. Одновременно ею оформлены платёжные поручения на перечисление недостающих частей страховых взносов в ПФР, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в ФСС России и ФФОМС.
Поскольку расчёт доли доходов от реализации пластмассовых профилей в общей сумме доходов организация произвела только по окончании июня, то при исчислении страховых взносов в ПФР за апрель и май страхователь использовал пониженный тариф, установленный для «упрощенцев».
Исходя из этого им за январь-май было начислено страховых взносов в бюджет ПФР 1 125 720 руб. (427 400 руб/мес. хх 5 мес. х 20% + 997 600 руб/мес. хх 5 мес. х 14%) на страховую часть и 299 280 руб. (997 600 руб/мес. хх 5 мес. х 6%) на накопительную часть.
По завершении первого полугодия организацией не выполнено требуемое условие по минимальной доле выручки от продажи произведённых пластмассовых профилей в общей сумме доходов (не менее 70%). Поэтому «упрощенец» теряет право на использование пониженного тарифа страховых взносов. В связи с этим по итогам июня при начислении страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии им используются общие тарифы для соответствующих групп застрахованных лиц — 22 и 16%. Искомая величина страховых взносов — 1 521 864 руб. (427 400 руб/мес. х 6 мес. х 22% + + 997 600 руб/мес. х 6 мес. х 16%). Следовательно, перечислению на финансирование страховой части трудовой пенсии за этот месяц подлежит 396 144 руб. (1 521 864 - 1 125 720). На финансирование же накопительной части за июнь уплачивается всё та же сумма — 59 856 руб. (359 136 - 299 280).
Причитающиеся к уплате в ПФР на страховую часть трудовой пенсии 396 144 руб. следует разделить на подлежащую перечислению сумму страховых взносов за июнь — 253 644 руб. (1 521 864 руб. - - (427 400 руб/мес. х 5 мес. х 22% + + 997 600 руб/мес. х 5 мес. х 16%)) и величину недоимки за январь-май — 142 500 руб. (396 144 - 253 644), поскольку ежемесячно страхователем недоплачивались страховые взносы в размере 28 500 руб. ((427 400 руб. (22°% - 20°%) + + 997 600 руб. (16°% - 14°%)) = = (1 425 000 руб. х 2°%)).
Перечислять эти суммы следует двумя платёжными поручениями, так как в поле 106, в котором указывается показатель основания платежа (2 знака), по первой сумме надлежит привести «ТП» — платежи текущего года, по второй — «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшему отчётному периоду при отсутствии требования об уплате страховых взносов от территориального отделения ПФР (п. 5 Правил указания информации, идентифицирующей платёж, в расчётных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утв. приказом Минфина России от 24.11.04 № 106н).
Исчисленные суммы страховых взносов за полугодие в ФСС России — 247 950 руб. (1425 000 руб/мес. х 6 мес. хх 2,9%) — и ФФОМС — 436 050 руб. (1425 000 руб/мес. х 6 мес. х 5,1%) — подлежат уплате целиком, поскольку в указанные фонды денежные средства в первом полугодии не перечислялись. Приведённые суммы корректнее также разделить соответственно на пары: 41 325 руб. (1425 000 руб. хх 2,9%) и 206 625 руб. (247 950 - 41 325), 72 675 руб. (1425 000 руб. х 5,1%) и 363 375 руб. (436 050 - 72 675). Первые величины из этих пар являются суммами страховых взносов в соответствующие фонды, причитающиеся к перечислению за июнь, вторые — доплатами за первые пять месяцев текущего года.
Пени с не перечисленных в установленные сроки сумм страховых взносов в ПФР на накопительную часть, в ФСС России и ФФОМС с начала 2012 года не исчисляются (подп. «е» п. 16 ст. 6 Федерального закона от 03.12.11 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»).
Поскольку по итогам первого полугодия страхователем используются общие тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, то при оформлении расчёта РСВ-1 ПФР за этот период в полях «Код тарифа» в подразделе 2.1 раздела 2 указывается 51.
Данные по пересчитанным суммам страховых взносов в ПФР, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, и ФФОМС, а также по исчисленным суммам страховых взносов в ПФР на накопительную часть указываются в разделе 1 «Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам» и подразделе 2.1 раздела 2 расчёта. Подраздел 3.6 раздела 3 расчёта при этом не заполняется.
Данные пересчитанных сумм страховых взносов в ПФР на страховую часть по каждому физическому лицу используются при оформлении форм СЗВ-6-4, представляемых в ПФР по персонифицированному учёту. При этом в поле «Код застрахованного лица» указывается НР.
Страхователем также оформляется уточнённый расчёт РСВ-1 ПФР за I квартал 2013 года, в поле «Номер корректировки» титульного листа которого указывается 001. В поле «Код тарифа» подраздела 2.1 расчёта им приводится 51. В таблице раздела 1 по строкам 110, 111, 112, 113 и 114 граф «страховая часть» страховых взносов в ПФР и страховые взносы в ФФОМС, строке 241 таблицы раздела 2 заносятся суммы страховых взносов, исчисленные с использованием общего тарифа, в том числе по группам застрахованных. Раздел 3.6 при этом не заполняется.
Организации надлежит представить и уточнения по персонифицированному учёту за первый квартал. Представление корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в случае самостоятельного обнаружения ошибки организацией предусмотрено пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.09 № 987н). В нашем случае наблюдается не обнаружение ошибки, а пересчёт в связи с изменением используемого тарифа страховых взносов.
Организация, уплачивая в I квартале страховые взносы по пониженным тарифам, подала сведения с кодом ПНЭД. В отличие от уточнения расчёта РСВ-1 ПФР по персонифицированному учёту вначале необходимо представить отменяющие формы. Они представляют собой исходные формы с кодом ПНЭД, но без начислений. После чего подаются корректирующие сведения за первый квартал с кодом НР и суммами страховых взносов на страховую часть, исчисленными по общему тарифу. При этом в корректирующих сведениях используются данные по перечисленным суммам страховых взносов каждого физического лица, которые были приведены в первоначально представ-ленных формах.
В расчёте 4-ФСС за I полугодие 2013 года страхователем на титульном листе в поле «Шифр страхователя» указывается 071.01.00. При этом им в отличие от нулевых значений, приведённых по строке 2 и её подстрокам таблицы 1 «Расчёты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» раздела I «Расчёт по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведённым расходам» в расчёте 4-ФСС за первый квартал, приводятся по этим строкам пересчитанные суммы страховых взносов за указанные в строках временнь'ю промежутки. Поскольку таблица 4.3 не заполняется, то данный лист может не включаться в подаваемый в территориальное отделение ФСС России отчётный документ (п. 2 порядка заполнения формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), приведён в приложении № 2 к упомянутому приказу Минтруда России № 107н).
Подлежит уточнению и расчёт 4-ФСС за I квартал 2013 года. По аналогии с расчётом за полугодие в нём по строке 2 и её подстрокам таблицы 1 раздела I приводятся пересчитанные суммы страховых взносов за первый квартал и месяцы этого квартала, таблица 4.3 не заполняется.
Уплата доначисленных сумм страховых взносов за первые пять месяцев года страхователем осуществлена в июле. Поэтому их совокупность независимо от используемого объекта налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов, или доходы) будет учитываться при определении авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с использованием УСН, за девять месяцев.

Определять конкретную долю основного вида деятельности, как было сказано выше, «упрощенцы» должны только по окончании отчётных периодов: первого квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года. Платежи же по страховым взносам ими уплачиваются ежемесячно (п. 5 ст. 15 закона № 212-ФЗ).

Возврат к пониженному тарифу
По итогам следующего отчётного периода ситуация может нормализоваться, ведь никто не застрахован от того, что по итогам девяти месяцев (или года) доля доходов по льготируемому виду деятельности, приведённому в перечне, у «упрощенца» вновь будет превышать установленные 70 %.

Минздравсоцразвития России рассмотрело такой случай в письме от 15.09.11 № 3333-19. Проанализировав норму рассматриваемого пункта 1.4 статьи 58 закона № 212-ФЗ, чиновники пришли к выводу, что если «упрощенец» по итогам деятельности за отчётный период подтверждает соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида деятельности, то он вправе применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчётного (расчётного) периода, то есть с 1 января 2013 года. При этом страхователь может произвести перерасчёт ранее уплаченных платежей по страховым взносам путём их возврата или зачёта.

Продолжение примера
Дополним условие примера: по итогам девяти месяцев доля доходов от реализации пластмассовых профилей в общей сумме доходов составила 73,8%.
Поскольку расчёт рассматриваемой доли был произведён только по окончании сентября, то при исчислении страховых взносов за июль и август «упрощенцем» использовались общие тарифы в ПФР на страховую часть по группам застрахованных (22 и 16%), в ФСС России (2,9%) и ФФОМС (5,1%). За январь-август страхователем было начислено страховых взносов:
• в ПФР — 2 029 152 руб. (427 400 руб/мес. х 8 мес. х 22% + + 997 600 руб/мес. х 8 мес. х 16%) — на страховую часть и 478 848 руб. (997 600 руб/мес. х 8 мес. х 6%) — на накопительную часть;
• ФСС России — 330 600 руб. (1 425 000 руб/мес. х 8 мес. х 2,9%);
• ФФОМС — 518 400 руб. (1 425 000 руб/мес. х 8 мес. х 5,1%).
Страхователь, последовав разъяснениям Минздравсоцразвития России, использовал при расчёте за январь-сентябрь пониженные тарифы в ПФР на страховую часть по группам застрахованных, в ФСС России и ФФОМС. В связи с чем исчисленная сумма страховых взносов в ПФР на страховую часть уменьшилась до 2 026 296 руб. (427 400 руб/мес. х 9 мес. х 20% + + 997 600 руб/мес. х 9 мес. х 14%), а суммы в ФФС России и ФФОМС обнулились (1 425 000 руб/мес. х 9 мес. х 0%). По итогам же девяти месяцев исчисленная сумма страховых взносов в ПФР на накопительную часть возросла до 538 704 руб. (997 600 руб/мес. х 9 мес. х 6%).
Следовательно, за сентябрь «упрощенцу» надлежит уплатить в ПФР на накопительную часть 59 856 руб. (538 704 - - 478 848). В части же страховых взносов в ПФР, направляемых на страховую часть трудовой пенсии, в ФСС России и ФФОМС, у организации образовались переплаты 2856 (2 029 152 - 2 026 296), 330 600 и 518 400 руб. соответственно.
Первую из этих сумм страхователь решил использовать в счёт оплаты будущих платежей, подав в территориальное отделение ПФР соответствующее заявление по форме 22-ПФР (приложение № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 11.12.09 № 979н).
По второй и третьей сумме логично направить заявления в территориальные отделения ФСС России и ПФР об их возврате (формы 23-ФСС РФ и 23-ПФР, приложения 6 и 5 к указанному приказу Минздравсоцразвития России № 979н), ведь в четвёртом квартале при исчислении страховых взносов в рассматриваемые фонды организацией вновь будет использоваться пониженный тариф 0%.
Страхователем производится также пересчёт страховых взносов в ПФР на страховую часть, ФСС России и ФФОМС с использованием пониженных тарифов, в том числе по группам застрахованных, на конец каждого календарного месяца года вплоть по август включительно.
При оформлении расчёта РСВ-1 ПФР за девять месяцев в полях «Код тарифа» подраздела 2.1 страхователь указывает вновь 07. Данные по пересчитанным суммам страховых взносов в ПФР, направляемым на страховую часть трудовой пенсии (с использованием пониженных тарифов), и исчисленным суммам страховых взносов в ПФР на накопительную часть и нулевые в ФФОМС заносятся в графы 3, 4, 7 соответствующих строк таблиц раздела 1. Сам же их расчёт осуществляется при заполнении таблицы подраздела 2.1 расчёта. Заполняется при этом и таблица подраздела 3.6. Приведённые по строке 363 этой таблицы 73,8% подтверждают возможность применения пониженных тарифов страховых взносов.
Одновременно с представлением в территориальное отделение ПФР расчёта РСВ-1 ПФР за девять месяцев страхователем подаются уточнённые расчёты РСВ-1 ПФР за первый квартал и полугодие, в полях «Код тарифа» подраздела 2.1 приводится 07. При этом в поля «Номер корректировки» титульного листа уточнённого расчёта РСВ-1 ПФР за первый квартал заносится 002, за полугодие — 001. В уточнённых расчётах по соответствующим строкам таблиц разделов 1 и 2 заносятся суммы страховых взносов в ПФР на страховую часть, исчисленные с использованием понижающих тарифов по группам застрахованных.
В обоих уточнённых расчётах заполняется таблица подраздела 3.6, по строкам которой приводятся показатели, используемые при определении доли доходов за девять месяцев, и 73,8%.
Данные начисленных и перечисленных сумм страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную часть по каждому физическому лицу используются при оформлении форм СЗВ-6-4, представляемых в ПФР по персонифицированному учёту. При этом в поле «Код застрахованного лица» указывается ПНЭД.
Организации надлежит представить и уточнения по персонифицированному учёту за первый квартал и полугодие. Причём уточнения в части первого квартала приводят отчётность к виду, который был представлен при первоначальной сдаче.
Как и по итогам полугодия, по обоим уточнениям вначале необходимо представить отменяющие формы. Они представляют собой исходные формы с кодом НР, но без начислений. После чего подаются корректирующие сведения за первый и второй кварталы с кодом ПНЭД и суммами страховых взносов на страховую часть, исчисленными по пониженным тарифам по группам застрахованных. Если на начало отчётного периода задолженности по уплате страховых взносов не было, то заносимые данные по перечисленным суммам страховых взносов по каждому застрахованному лицу не должны превосходить исчисленные их значения за этот период.
В представляемом в территориальное отделение ФСС России расчёте формы 4-ФСС за 9 месяцев 2013 года:
• на титульном листе в поле «Шифр страхователя» указывается 121.01.00;
• нулевое значение указывается по строке 2 таблицы 1 и всем её подстрокам;
• в расчёт включается таблица 4.3, по строке 3 которой заносится 73,8%.
Организацией представляются уточнённые расчёты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за первый квартал (корректировка 002) и полугодие (корректировка 001). В состав обоих расчётов включается таблица 4.3, заполнение строки 2 таблицы 1 расчётов будет идентично расчёту 4-ФСС за 9 месяцев.
При определении причитающегося к уплате авансового платежа по налогу, уплачиваемому при использовании УСН, за девять месяцев «упрощенцу» надлежит учитывать меньшую из величин страховых взносов в ПФР на страховую часть из совокупности перечисленных сумм и исчисленной по пониженным тарифам за этот период.

Отметим, что «упрощенцу», который начислял страховые взносы в ПФР на страховую часть, в ФСС России и ФФОМС, используя общие тарифы, а потом перешёл на пониженные, необходимо уточнить размер авансовых платежей по налогу за предыдущие периоды. Если такое начисление осуществлялось как минимум два квартала, то у него с большой вероятностью образуется недоимка по авансовым платежам. Ведь сумма уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ страховых взносов у «упрощенца» с объектом:
• «доходы, уменьшенные на величину расходов» — прямо учитывается в расходах (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
• «доходы» — в совокупности со страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, а также с суммами выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности уменьшает налог (авансовые платежи по налогу) не более чем на 50% (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Применение общих тарифов у «упрощенца» с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» приводит к завышению расходов и, следовательно, уменьшению размера авансовых платежей. Такому налогоплательщику потребуется внести исправления в книгу учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (утв. приказом Минфина России от 22.10.12 № 135н), доплатить недоимку по авансовому платежу (авансовым платежам). Налоговики, скорее всего, потребуют доплатить ещё и пени, исчисленные с недоимки за задержку уплаты авансового платежа.

«Упрощенцу» же с объектом «доходы», возможно, не потребуется дополнительных действий, если совокупность перечисленных составляющих, уменьшающих авансовый платёж по налогу (налог) без разницы между суммами страховых взносов в ПФР на страховую часть, в ФСС России и ФФОМС, исчисленных с использованием общих и пониженных тарифов, составит более 50% суммы авансового платежа по налогу (налога).

Потеря права на «упрощёнку»
В определённых случаях налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения, могут потерять право на её использование. Это случается, в частности, если у налогоплательщика:
• доходы по итогам отчётного (налогового) периода превысили 60 000 000 руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
• средняя численность работников за налоговый (отчётный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Рос-статом, превысит 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
• остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте, превысит 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

При этом налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощённой системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В законе № 212-ФЗ не существует нормы, которой устанавливался порядок действий для страхователей, потерявших право на применение «упрощёнки» до конца календарного года.
НК РФ же предписывает бывшим «упрощенцам» исчислять суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, и уплачивать их в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Хотя в юриспруденции и не принято применять законодательные акты по аналогии, но всё же логично воспользоваться порядком, изложенным в НК РФ. Ведь по итогам предыдущего отчётного периода все условия для применения пониженных тарифов у страхователя были соблюдены. Следовательно, его действия соответствовали требованиям законодательства РФ о страховых взносах.

И такую позицию Минздравсоцразвития России представило в письме от 24.11.11 № 5004-19. На взгляд чиновников, плательщик страховых взносов по аналогии с положениями НК РФ теряет право на применение пониженного тарифа страховых взносов с начала того квартала, в котором он утратил право на применение упрощённой системы налогообложения.

Последовав предлагаемому, страхователь с начала того квартала, в котором он потерял право на применение «уп-рощёнки», исчисляет страховые взносы в ПФР на страховую часть по общим тарифам для групп застрахованных (22 и 16%), в ФСС России (2,9 %) и ФФОМС (5,1 %).

Окончание примера
Дополним условие примера: в конце декабря выручка организации превысила 60 000 000 руб. Возможно, предчувствуя такое, страхователь не стал обращаться в территориальные отделения ПФР и ФСС России с заявлением о возврате излишне перечисленных сумм страховых взносов по итогам девяти месяцев в ФФОМС (581 400 руб.) и ФСС России (247 950 руб.). Доходы физических лиц, включаемые в базу при исчислении страховых взносов, по итогам года не превысили предельную её величину.
На начало четвёртого квартала страхователем соблюдены все условия для применения пониженных тарифов. Поэтому в октябре и ноябре при исчислении страховых взносов в ПФР на страховую часть им они и использовались. Размер страховых взносов к уплате в бюджет ПФР за эти месяцы — 225 144 руб. ((2 251 440 - - 2 026 296) = (2 476 584 - 2 251 440), где 2 251 440 руб. (427 400 руб/мес. х х 10 мес. х 20% + 997 600 руб/мес. хх 10 мес. х 14%) и 2 4476 584 руб. (427 400 руб/мес. х 11 мес. х 20% + + 637 600 руб/мес. х 11 мес. х 14%) — исчисленные суммы страховых взносов за январь-октябрь и январь-ноябрь соответственно). С учётом существующей на 1 октября небольшой переплаты (2856 руб.) страхователем были перечислены на страховую часть 222 288 руб. (225 144 - 2856) и 255 144 руб.
Исчисленные суммы страховых взносов в ПФР на накопительную часть за январь-октябрь и январь-ноябрь составили соответственно 598 560 руб. (1 425 000 руб/мес. х х 10 мес. х 6%) и 658 416 руб. (1 425 000 руб/мес. х 11 мес. х 6%). Уплате по итогам октября и ноября подлежало 59 856 руб. ((598 560 - 538 704) = = (658 416 - 598 560)).
Поскольку в декабре выручка организации превысила 60 000 000 руб., то она с начала четвёртого квартала теряет право на использование УСН. Поэтому в этом квартале страхователь при исчислении страховых взносов в ПФР на страховую часть должен использовать общие тарифы. Следовательно, за каждый месяц четвёртого квартала их сумма составит 253 644 руб. ((427 400 руб/мес. х 1 мес. х 22% + + 997 600 руб/мес. х 1 мес. х 16°%) = = (507 288 - 253 644) = (760 932 - - 507 288), где 507 288 руб. (427 400 руб/мес. х 2 мес. х 22°% + + 997 600 руб/мес. х 2 мес. х 16%), 760 932 руб. (427 400 руб/мес. х 3 мес. хх 22% + 997 600 руб/мес. х 3 мес. хх 16%) — исчисленные суммы страховых взносов за первых два месяца четвёртого квартала и этот квартал).
На 1 ноября у страхователя по страховым взносам в ПФР на страховую часть возникает недоимка 28 500 руб. (253 644 - - 225 144), которая на 1 декабря увеличивается до 57 000 руб. (507 288 - 450 288).
Таким образом, до 15 января 2014 года организация должна перечислить в ПФР на страховую часть причитающиеся к уплате за декабрь 253 644 руб., а также сумму недоимки на 1 декабря — 57 000 руб.
Общие тарифы используются и при начислении страховых взносов в ФСС России и ФФОМС. Исчисленные в четвёртом квартале суммы страховых взносов:
• в ФСС России — составили 41 325 руб. (1425 000 руб. х 2,9%) за октябрь, 82 650 руб. (1 425 000 руб/мес. хх 2 мес. х 2,9%) за октябрь-ноябрь, 123 975 руб. (1 425 000 руб/мес. хх 3 мес. х 2,9%) за октябрь-декабрь;
• в ФФОМС — 72 675 руб. (1 425 000 руб. х х 5,1%) за октябрь, 145 350 (1425 000 руб/мес. х 2 мес. х 2,9%) за октябрь-ноябрь, 218 025 руб. (1 425 000 руб/мес. х 3 мес. х 2,9%) за октябрь-декабрь.
Уплате же за каждый месяц квартала подлежит 41 325 руб. ((82 650 - 41 325) = = (123 975 - 82 650)) и 72 675 руб. ((145 350 - 72 675) = (218 025 - 145 350)).
Существующие на 1 октября величины переплат страховых взносов в указанные фонды, 330 600 и 581 400 руб., явно перекрывают причитающиеся к уплате за квартал суммы (330 600 > 123 975 и 581 400 > > 218 025). Поэтому в четвёртом квартале организацией денежные средства в Федеральное казначейство на счета ФСС России и ФФОМС не перечислялись. Остатки переплаты страховых взносов на 1 января 2014 года составили 206 625 руб. (330 600 - 123 975) в ФСС России и 363 375 руб. (581 400 - 218 025) в ФФОМС.
В расчёт РСВ-1 ПФР за 2013 год страхователю придётся включать два листа подраздела 2.1, поскольку им в течение отчётного периода применялось более одного тарифа (п. 8.1 Порядка заполнения формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) (приведён в приложении № 2 к упомянутому приказу Минтруда России № 639н)) — пониженный и общий. При этом значения строк 201-276 для включения в состав других разделов расчёта участвуют как сумма значений по соответствующим строкам для каждой таблицы подраздела 2.1, включённой в расчёт.
На первом листе подраздела 2.1 указывается код 07 и приводятся данные по расчёту с использованием понижающих тарифов страховых взносов в ПФР и ФФОМС. На втором листе подраздела 2.1 в поле «Код тарифа» заносится 52, в ячейках же таблицы данного подраздела отражаются значения, получаемые при расчёте с использованием общих тарифов.
Включается в расчёт и подраздел 3.6, хотя в четвёртом квартале страхователь при исчислении страховых взносов обращался к общим тарифам. Ведь организация должна подтвердить своё право на использование пониженных тарифов. Страхователь при этом, на наш взгляд, должен:
• заполнить данные об общей сумме доходов за год и сумме доходов по основному виду деятельности, позволяющему применять пониженный тариф страховых взносов, и
• осуществить проверку выполнения требования по минимальному размеру доли доходов.
При доле менее 70% проверяющие из фондов, скорее всего, потребуют в силу упомянутого пункта 4.1 статьи 58 закона № 212-ФЗ осуществить пересчёт по общим тарифам страховых взносов за весь 2013 год.
Данные начисленных и перечисленных сумм страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную части по каждому физическому лицу используются при оформлении форм СЗВ-6-4, представляемых в ПФР по персонифицированному учёту. При этом в поле «Код застрахованного лица» указывается НР.
При оформлении расчёта формы 4-ФСС за 2013 год сразу же возникают проблемы. И на первую из них страхователь нарывается при заполнении титульного листа: какой код вносить в первые три ячейки поля «Шифр страхователя» на титульном листе? «Упрощенцем» в рас-чётном периоде использовались два тарифа страховых взносов: пониженный (код 121) — в течение первых девяти месяцев, общий (код 071) — в четвёртом квартале.
В порядке заполнения формы 4-ФСС специальные положения по заполнению рассматриваемого расчёта для случая, когда страхователем в течение календарного года используется более одного тарифа, отсутствуют.
При оформлении одного листа таблицы 3 «Расчёт базы для начисления страховых взносов» не совсем понятен нулевой показатель подстроки «Начислено к уплате страховых взносов на начало отчётного периода» строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 1 раздела I, ведь на начало квартала, в котором организация теряет право на применение «упрощёнки», размер базы нулевым не был.
По аналогии с заполнением формы РСВ-1 ПФР напрашивается заполнение двух листов таблицы 3: на первом листе приводятся данные по определению базы при использовании пониженного тарифа (с января по сентябрь включительно), на втором — информация по расчёту базы при применении общего тарифа (четвёртый квартал). Но ив этом случае могут возникнуть вопросы по облагаемой по общей ставке сумме доходов, часть которой в виде совокупности доходов работников, включаемых в базу при исчислении страховых взносов и превысивших предельную величину 568 000 руб., надлежит учитывать обособленно.
Но в любом случае таблицу 4.3 страхователь должен заполнить и включить в представляемый расчёт. При этом, как и в подаваемой форме РСВ-1 ПФР, в таблице приводятся данные за 2013 год.

Превзойдя предельную сумму выручки 60 000 000 руб., «упрощенец» никак не сможет вернуться к состоянию, когда им выполняются требуемые условия для использования УСН. В части же остаточной стоимости основных средств, а также средней численности работников за отчётный период это вполне возможно в следующем отчётном периоде или по окончании года. И, казалось бы, вновь выполняются все необходимые условия для применения упрощённой системы налогообложения.
Но, к сожалению, в НК РФ не предусмотрена возможность возврата на УСН в течение года, в котором «упрощенцем» теряется право на её применение. Законодатель позволяет бывшим пользователям этого специального налогового режима вновь перейти на упрощённую систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на её применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ). Фискалы в своё время пояснили, что бывший «упрощенец» вправе вновь перейти на УСН с начала календарного года, следующего за календарным годом, в котором истечёт годичный срок «запрета» на её применение (письмо МНС России от 28.07.04 № 22-2-16/1313). А это, в свою очередь, означает, что страхователь начиная с квартала, в котором он потерял право на использование УСН, должен исчислять страховые взносы в ПФР на страховую часть, в ФСС России и ФФОМС по общим тарифам не только до конца календарного года, но и весь следующий год.

ВАЖНО:

Пониженные тарифы применяются, пока доход физического лица, исчисленный нарастающим итогом с начала расчётного периода, не превысит 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10.12.12 № 1276). С сумм же выплат и иных вознаграждений, начисляемых физическим лицам, превышающих указанные 568 000 руб., страховые взносы при этом тарифе не взимаются (п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ).

Для определения доли доходов по соответствующему виду деятельности в общем объёме своих доходов страхователю надлежит использовать кассовый метод. Определять же конкретную долю основного вида деятельности «упрощенцы» должны по окончании отчётных периодов: первого квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года (п. 2 ст. 10 закона № 212-ФЗ).

Факт применения пониженных тарифов страховых взносов подтверждается плательщиком путём представления в территориальный орган ФСС России расчёта с отражением показателей в соответствующих таблицах, а также указанием категории страхователя на титульном листе расчёта в поле «Шифр страхователя».

Данные по пересчитанным суммам страховых взносов в ПФР, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, и ФФОМС, а также по исчисленным суммам страховых взносов в ПФР на накопительную часть указываются в разделе 1 «Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам» и подразделе 2.1 раздела 2 расчёта. Подраздел 3.6 раздела 3 расчёта при этом не заполняется.

Страхователям желательно знать приблизительное соотношение доходов от разных видов деятельности на конец каждого календарного месяца, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Если в каком-то месяце доля доходов от основного вида деятельности будет меньше, чем требуемые 70%, то это будет «звоночком» о возможности прекращения использования пониженного тарифа страховых взносов. Но в то же время не исключена вероятность, что по итогам отчётного периода всё возвратится на круги своя.

Если по итогам отчётного (расчётного) периода основной вид экономической деятельности «упрощенца» не будет соответствовать заявленному основному виду экономической деятельности, то такой страхователь (организация или индивидуальный предприниматель) лишается права применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчётного (расчётного) периода, в котором допущено такое несоответствие.

Если «упрощенец» по итогам деятельности за отчётный период подтверждает соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида деятельности, то он вправе применять пониженный тариф страховых взносов с начала отчётного (расчётного) периода, то есть с 1 января 2013 года. При этом страхователь может произвести перерасчёт ранее уплаченных платежей по страховым взносам путём их возврата или зачёта.

«Упрощенцу», который начислял страховые взносы в ПФР на страховую часть, в ФСС России и ФФОМС, используя общие тарифы, а потом перешёл на пониженные, необходимо уточнить размер авансовых платежей по налогу за предыдущие периоды.

В законе № 212-ФЗ не существует нормы, которой устанавливался порядок действий для страхователей, потерявших право на применение «упрощён-ки» до конца календарного года.

Страхователь с начала того квартала, в котором он потерял право на применение «упрощёнки», исчисляет страховые взносы в ПФР на страховую часть по общим тарифам для групп застрахованных (22 и 16%), в ФСС России (2,9%) и ФФОМС (5,1%).

При оформлении одного листа таблицы 3 «Расчёт базы для начисления страховых взносов» не совсем понятен нулевой показатель подстроки «Начислено к уплате страховых взносов на начало отчётного периода» строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 1 раздела I, ведь на начало квартала, в котором организация теряет право на применение «упрощёнки», размер базы нулевым не был.

Владимир ФЕДОРОВИЧ, эксперт «ПБУ»

Номер журнала:

Поделиться: