Учёт субсидий при «упрощенке»

Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»

Программа поддержки
Отношения, возникающие между субъектами малого предпринимательства и органами власти в рассматриваемой сфере, регулируются Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Государственная программа поддержки включает в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки. Она осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счёт средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 17 закона № 209-ФЗ).

Государственная поддержка направлена на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение их количества, повышение их конкурентоспособности, обеспечение занятости населения, увеличение производимых ими товаров (работ, услуг).

Статьёй 69 БК РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг. Общие положения, позволяющие предос-тавлять субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, определены статьёй 78 БК РФ.

Случаи и порядок предоставления субсидий указанным субъектам устанавливаются законом (решением) о бюджете. Закон субъекта РФ о бюджете этого субъекта (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете) с учётом требований статьи 78 БК РФ может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) для оказания содействия субъектам малого предпринимательства. Принимаемыми же в соответствии с указанным законом (решением) о бюджете нормативными правовыми актами исполнительных органов власти уточняются цели, условия и порядок предоставления таких субсидий.

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополу-ченных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Предоставление субсидий может осуществляться как до возникновения указанных затрат, так и по факту их воз-никновения.

Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.09 № 178), предусмотрено предоставление субсидий, в частности (подп. «а»-«д» п. 2 правил):
• на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
• поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), пред-назначенные для экспорта;
• развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
• создание и развитие инфраструктуры поддержки в научно-технической сфере;
• реализацию иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Уполномоченным органом федеральной исполнительной власти по реализации государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства является Минэкономразвития России.

Программа финансовой поддержки реализуется Внешэкономбанком через ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк») по двум направлениям: через банки-партнёры и организации инфра-структуры поддержки (микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, факторинговые и лизинговые компании, региональные венчурные фонды) (письмо Минэкономразвития России от 22.12.11 № ОГ-Д05-2580).

Гранты начинающим субъектам предпринимательства на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 000 руб. на одного получателя поддержки. Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее 1 года субъекты малого и среднего предпринимательства, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившие бизнес-проект.

Бюджетные субсидии являются целевыми средствами, то есть они должны расходоваться строго на определённые цели. Расходовать субсидию субъект предпринимательства может только на развитие бизнеса. В качестве статей расходов суб-сидии возможны: оплата оборудования, необходимых технологий, патентов, сырья, материалов для осуществления деятельности и др. Определение цели расходования денежных средств находится в компетенции органа, предоставляющего субсидию (ст. 17 закона № 209-ФЗ). Им также устанавливается максимальный объём субсидии.

Каждый регион России осуществляет свой комплекс мер по оказанию финансовой помощи субъектам малого пред-принимательства и определяет приоритетное направление для расходования бюджетных средств по их субсидированию. Порядок предоставления субсидий регулируется нормативными правовыми актами (ст. 3 закона № 209-ФЗ), которые определяют:
• категории (критерии) отбора субъектов, имеющих право на получение субсидий;
• цели, условия и порядок предоставления субсидий;
• порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Так, субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета г. Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.06.12 № 254-ПП предоставлялись субсидии в целях возмещения затрат:
• на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на развитие и модернизацию производства;
• уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
• для возмещения части затрат, связанных с развитием хозяйственной деятельности, а именно:

- приобретения основных средств (за исключением легковых транспортных средств);
- организации и оснащения рабочих мест;
- приобретения лицензионного программного обеспечения, покупки сырья и материалов;
- аренды зданий и помещений.

Несмотря на указанный в пункте 1 статьи 78 БК РФ безвозмездный (без установления обязательства по уплате процентов) и безвозвратный (без установления обязательства по возврату) характер предоставляемых субсидий, данные требования не действуют в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок возврата субсидий, принимаются органами местного самоуправления.

В оказании поддержки субъекту предпринимательства будет отказано (п. 5 ст. 14 закона № 209-ФЗ), если:
• им не представлены документы, определённые соответствующими программами развития малого и среднего пред-принимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
• не выполнены условия оказания поддержки;
• ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки её оказания не истекли;
• с момента признания субъекта допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обес-печившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Правом же на поддержку не сможет воспользоваться субъект предпринимательства, если он (п. 3, 4 ст. 14 закона
№ 209-ФЗ):
• осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса;
• является участником соглашения о разделе продукции;
• производит и реализует подакцизные товары;
• является нерезидентом РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
• занимается добычей и реализацией полезных ископаемых.

Дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого предпринимательства можно получить на фе-деральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по адресу http://www. smb.gov.ru (письмо Минэкономразвития России от 11.10.11 № Д05-3045), а также на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ.

Учёт субсидий
Главой 26.2 НК РФ установлен особый порядок учёта средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с законом № 209-ФЗ. Средства финансовой поддержки в виде субсидий плательщиками, применяющими упрощённую систему налогообложения, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществлённым за счёт этого источника, но не более чем в двух налоговых периодах с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит размер признанных расходов, фактически осуществлённых за счёт этого источника, разница между ними в полном объёме включается в состав доходов данного налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется «упрощенцами», выбравшими в качестве объекта нало-гообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов, так и доходы. Последние помимо ведения учёта сумм таких выплат (средств) должны вести ещё и учёт осуществлённых расходов за счёт этих средств (абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письма Минфина России от 28.03.13 № 03-11-11/120, от 24.02.12 № 03-11-11/58).

В общем случае датой получения доходов при «упрощёнке» признаётся, в частности, день поступления денежных средств на счета в банках (кассу) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Однако в отношении предоставленных субсидий, как видим, доходы формируются по мере возникновения расходов. Таким образом, при получении субсидий «упрощенцу» необходимо отражать как полученные суммы, так и произведённые расходы, финансирование которых осуществляется за счёт субсидий.

В течение двух налоговых периодов со дня получения субсидии ему надлежит включать сумму (часть суммы) по-лученной финансовой помощи в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведённые за счёт этой субсидии, и в сумме этих расходов. Налоговая база, как видим, по этим операциям будет равняться нулю.

Если же к окончанию второго налогового периода часть субсидии (или субсидия полностью) останется неизрасхо-дованной, то её сумму необходимо включить в доходы на конец второго (следующего за годом поступления субсидии) года. Именно неизрасходованную часть, поскольку израсходованная часть уже к этому моменту должна быть учтена в составе доходов, ведь она была использована на финансирование расходов, которые, в свою очередь, уже включены в состав расходов в целях налогообложения.

Главой 26.2 НК РФ не предусмотрено ведение отдельной книги по учёту доходов в виде полученных финансовых средств, а также представление в налоговые органы специального отчёта о целевом расходовании средств субсидии (письмо Минфина России от 28.02.12 № 03-11-11/59).

Руководство как Минфина России (упомянутое письмо № 03-11-11/59), так и ФНС России (письма от 02.11.12 № ЕД-4-3/18587, от 21.06.11 № ЕД-4-3/9835) разъяснило, что полученные выплаты и суммы произведённых расходов учитываются в Книге учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (приведена в приложении № 1 к приказу Минфина России от 22.10.12 № 135н, далее — книга учёта доходов и расходов). В графе 4 раздела I книги учёта доходов и расходов отражаются суммы полу-ченных субсидий в размере фактически произведённых за счёт этого источника расходов, а в графе 5 этого раздела I — соответствующие суммы осуществлённых (признанных) расходов. Таким образом, разница между отражёнными суммами будет равняться нулю.

Положение о необходимости отражения налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в графе 5 раздела I фактически осуществлённых расходов за счёт средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с законом № 209-ФЗ, прописано в пункте 2.5 Порядка заполнения Книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (приведён в приложении № 2 к упомянутому приказу Минфина России № 135н).

— использованных на приобретение товаров
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретённых для дальнейшей реализации, при применении УСН, как известно, учитываются на дату реализации товаров (подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Президиум ВАС РФ в постановлении от 29.06.10 № 808/10 указал, что если товары приобретены для дальнейшей реализации, расходы на их приобретение подлежат учёту при налогообложении не по мере фактической оплаты стоимости этих товаров покупателем, а по мере их реализации. Понятие «реализация товаров» определено пунктом 1 статьи 39 НК РФ. Так, реализацией товаров признаётся передача на возмездной основе права собственности на товары.

Исходя из этого при использовании средств финансовой поддержки для приобретения товаров сумма израсходо-ванной субсидии в размере их стоимости отражается в графе 4 книги учёта доходов и расходов на дату перехода права собственности на товары к покупателю. Одновременно в графу 5 книги заносится покупная их стоимость. Сумма же, уплаченная покупателем за реализованные товары, заносится в графу 4 книги учёта доходов и расходов на дату поступления денежных средств на расчётный счёт (в кассу) «упрощенца».

Пример 1
Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в декабре 2012 года получил субсидию в размере 300 000 руб. (выписка банка от 12.12.12, п/п № 1038 от 12.12.12). В марте 2013 года им за счёт субсидии оплачены счета на приобретение офисной мебели на сумму 69 030 руб., в том числе НДС 10 530 руб., офисной техники на сумму 87 910 руб., в том числе НДС 13 410 руб., и товаров стоимостью 141 600 руб., в том числе НДС 21 600 руб. (платёжные поручения № 103 от 12 марта, № 121 от 21 марта, № 149 от 28 марта). Стоимость каждой единицы офисной мебели и офисной техники не превосходит 40 000 руб. Акты о введении в эксплуатацию мебели и офисной техники утверждены руководством 18 и 26 марта. Отгрузка приобретённых товаров была осуществлена 12 апреля, денежные средства в сумме 172 000 руб. за них поступили на расчётный счёт 17 апреля (п/п № 126 от 17.04.13). Иных платежей за счёт субсидии кроме перечисленных до конца 2013 года «упрощенцем» не производилось.

Общая сумма платежей, произведённых в марте за счёт полученной субсидии, составила 298 540 руб. (69 030 + 87 910 + + 141 600). При этом затраты по приобретению мебели и офисной техники признаются в расходах марта, учитываемых в облагаемой базе при исчислении авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за I квартал 2013 года.

Затраты по приобретению товаров признаются расходами в апреле, так как их отгрузка осуществлена в этом месяце.

Разница между размером субсидии и совокупностью сумм приведённых выше расходов, осуществлённых за счёт неё, 1460 руб. (300 000 - 298 540), подлежит зачислению в доходы «упрощенца» в последний день 2013 года — 31 декабря. И с этой суммы налогоплательщику придётся заплатить налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.

Фрагмент заполнения книги доходов и расходов в части учёта использования полученной субсидии приведён в образце.

— использованных на приобретение основных средств
За счёт субсидии «упрощенец» может приобрести объект основных средств. Учёт субсидии в доходах в этом случае не-сколько отличается от общего случая, ведь порядок учёта и признания расходов на приобретение основных средств также несколько иной. Затраты на приобретение объекта основных средств учитываются в составе расходов с момента ввода его в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями на последнее число отчётного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Основываясь на этих нормах, финансисты настойчиво рекомендовали расходы на приобретение основных средств, произведённые за счёт субсидии, полученной в соответствии с законом № 209-ФЗ, отражать в составе расходов с момента ввода объекта в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчётного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. В суммах, равных расходам, отражается в составе доходов и полученная сумма субсидии (письмо Минфина России от 12.04.12 № 03-11-11/121).

Пример 2
«Упрощенцем» с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» в марте 2013 года получена субсидия в виде целевых бюджетных денежных средств для возмещения финансовых затрат на организацию собственного бизнеса (на приобретение основных средств) в размере 200 000 руб. В конце этого месяца налогоплательщиком перечислено за основное средство 225 000 руб., поставка его осуществлена в апреле, в этом месяце объект введён в эксплуатацию.

Поскольку основное средство введено в эксплуатацию в апреле, то затраты по его приобретению признаются в расходах на 30 июня, 30 сентября и 31 декабря по 75 000 руб. (225 000 руб. : 3 кв. х 1 кв.).

На 30 июня и 30 сентября «упрощенец» в доходы включает часть субсидии в размере, равном учтённым в эти дни расходам по приобретению основного средства, то есть по 75 000 руб. 31 декабря им в доходах учитывается остаток полученной субсидии, 50 000 руб. (200 000 - (75 000 + 75 000)), который не превышает учтённые в этот день расходы по приобретению объекта (50 000 < 75 000).

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, согласно статье 25 закона № 209-ФЗ может производиться в формах и видах, предусмотренных рассматриваемым законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.06 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» осуществляются меры го-сударственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка начинающих фермеров реализуется посредством предоставления грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство. Финансирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм осуществляется на основе принципа софинансирования за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников — средств крестьянских (фермерских) хозяйств.

Средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим упрощённую систему налогообложения, на его создание, и единовременную помощь на его бытовое обустройство финансисты рекомендуют отражать в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ (письмо Минфина России от 28.03.13 № 03-11-11/120).

Индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощёнку», могут получить средства на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счёт средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти.

Такие выплаты им надлежит учитывать в составе доходов в течение трёх налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществлённых расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат. Если по окончании третьего налогового периода размер полученных выплат превысит сумму фактически осуществлённых расходов, то оставшиеся неучтённые суммы в полном объёме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

В случае же нарушения условий получения выплат поступившие суммы в полном объёме включаются в доходы налогового периода, в котором допущено такое нарушение (абз. 4, 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Бухгалтерский учёт
С начала текущего года организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учёт (подп. 1 п. 1 ст. 2 Фе-дерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»). Порядок отражения в бухгалтерском учёте получаемых субсидий определён Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт государственной помощи» (ПБУ 13/2000) (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Согласно данному положению (п. 5 ПБУ 13/2000) субсидии признаются в учёте при наличии уверенности в том, что:
• средства будут получены из бюджета;
• организация выполнит условия их предоставления.

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назна-чения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предлагается использовать счёт 86 «Целевое финансирование».

Для целей бухгалтерского учёта согласно абзацу 2 пункта 4 ПБУ 13/2000 бюджетные средства подразделяются на средства на финансирование:
• капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путём внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определённых видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
• текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование ка-питальных расходов.

Получателю средств следует определить в учётной политике метод отражения бюджетных средств (п. 7 ПБУ 13/2000) — по мере поступления средств на расчётный счёт или же по мере возникновения права на них.

Подтверждением возникновения права на бюджетные средства могут быть утверждённая бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приёмки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5 ПБУ 13/2000).

При использовании метода по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность записью:
Дебет 76 «Расчёты с разными кредиторами и дебиторами» Кредит 86
— отражена дебиторская задолженность по средствам целевого финансирования.

По мере же фактического поступления средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счёт учёта денежных средств:

Дебет 51 «Расчётные счета» Кредит 76
— получены средства целевого финансирования.

При использовании первого из перечисленных методов поступление бюджетных средств на расчётный счёт отражается записью:

Дебет 51 Кредит 86
— получены средства целевого финансирования.

В дальнейшем по мере расходования субсидий они списываются со счёта 86. Порядок списания зависит от характера расходов, на финансирование которых были предоставлены бюджетные средства (капитальные или текущие расходы).

Использование целевого финансирования у организации отражается по дебету счёта 86 в корреспонденции со счётом 98 «Доходы будущих периодов». Целевое финансирование признаётся в качестве таких доходов в момент принятия к бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, осуществления других расходов аналогичного характера: Дебет 10 Кредит 60
— отражена задолженность за приобретаемые материалы; Дебет 19 Кредит 60
— выделена сумма НДС, выставленная поставщиком материалов; Дебет 60 Кредит 51
— оплачены материалы за счёт целевого финансирования; Дебет 10 Кредит 19
— выделенная сумма НДС учтена в первоначальной стоимости приобретённых материалов; Дебет 86 Кредит 98
— отражена сумма субсидии, направленная на приобретение материалов.

При отпуске МПЗ в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начислении оплаты труда и осу-ществлении других расходов аналогичного характера происходит отнесение доходов будущих периодов на доходы отчётного:

Дебет 20 Кредит 10
— материалы переданы в производство;

Дебет 98 Кредит 91-1
— признан доход по мере отпуска в производство материалов, приобретённых за счёт средств субсидии.

Субсидии, предоставленные на финансирование расходов, понесённых организацией в предыдущие отчётные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации в виде прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000):

Дебет 76 Кредит 91-1
— отражена задолженность по средствам целевого финансирования.

Данный способ учёта, как видим, не предполагает задействования счёта 86. И это может осложнить заполнение форм бухгалтерской отчётности. Поэтому организация, на наш взгляд, может в этом случае сумму предоставленных бюджетом средств отразить записью по кредиту счёта 86 и дебету счёта 76, а затем признать прочий доход записью по дебету счёта 86 и кредиту счёта 91-1.

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счёта учёта целевого фи-нансирования на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом суммы целевого финансирования учитываются в качестве доходов будущих периодов при принятии объектов внеоборотных активов к учёту с последующим отнесением в течение срока полезного использования указанных объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000).

Пример 3
Организация в марте у «упрощенца» приобрела оборудование стоимостью 300 000 руб., расходы по вводу его в эксплуатацию составили 60 000 руб., акт о введении объекта в эксплуатацию подписан 19 апреля, амортизация по объекту начисляется линейным методом, срок полезного использования оборудования — 60 месяцев. На основании инвестиционного проекта организация получает субсидию из регионального бюджета на оплату стоимости приобретённого оборудования. Соглашение с областной администрацией было заключено в марте, в этом же месяце получено уведомление о перечислении денежных средств. Бюджетные средства поступили на расчётный счёт в июле. Согласно учётной политике субсидии принимаются к бухгалтерскому учёту по мере фактического получения.

Ежемесячные амортизационные отчисления по оборудованию исходя из первоначальной его стоимости 360 000 руб. (300 000 + + 60 000) составляют 6000 руб/мес. (360 000 руб. : 60 мес.). Из них на стоимость оборудования, за которую поступает субсидия из областного бюджета, приходится 5000 руб. (6000: 360 000 х 300 000). В конце июля, когда получена субсидия, сумма начисленной амортизации по оборудованию достигнет 18 000 руб., из них на стоимость оборудования приходится 15 000 руб. (18 000 : 360 000 х 300 000).

В бухгалтерском учёте ввод оборудования в эксплуатацию, начисление амортизации и получение субсидии отражаются следующим образом:
— в марте:

Дебет 08 Кредит 60
— 300 000 руб. — отражена задолженность перед продавцом оборудования;

— в апреле:
Дебет 08 Кредит 02, 10, 69, 70
— 60 000 —учтены затраты по монтажу оборудования;

Дебет 01 Кредит 08
— 360 000 руб. — оборудование введено в эксплуатацию;

— в мае и июне:

Дебет 20 Кредит 02
— 6000 руб. — начислена амортизация по оборудованию;

— в июле:

Дебет 51 Кредит 86
— 300 000 руб. — сумма субсидии поступила на расчётный счёт организации;

Дебет 20 Кредит 02
— 6000 руб. — начислена амортизация по оборудованию;

Дебет 86 Кредит 91-1
— 15 000 руб. — часть субсидии, относящаяся в пропорции к признанным ранее расходам в виде амортизационных отчислений, включена в прочие доходы;

— в августе:

Дебет 20 Кредит 02
— 6000 руб. — начислена амортизация по оборудованию;

Дебет 86 Кредит 91-1
— 5 000 руб. — списана на финансовый результат сумма субсидии по оборудованию в размере, пропорциональном начисленной амортизации.

Последние две проводки организация будет осуществлять до полной амортизации оборудования, которая приходится на апрель 2018 года.

В бухгалтерском балансе бюджетные средства отражаются по строке 1530 «Доходы будущих периодов» только в случаях, когда:
• бюджетные средства направлены организацией на финансирование капитальных расходов;
• на конец отчётного периода имеются в наличии неиспользованные остатки средств целевого бюджетного финан-сирования, предоставленного организации, которые отражены на счёте 86.

Если величина неиспользованных средств целевого бюджетного финансирования существенна для организации, то для её отражения она может ввести отдельную строку в разделе V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса, показывая соответствующую сумму обособленно (п. 20 ПБУ 13/2000, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н).

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учёте организации в качестве доходов на счёте 91-1, от-ражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000).

Следовательно, признанные в качестве доходов отчётного периода суммы бюджетных средств должны отражаться в отчёте о прибылях и убытках по строке 2340 «Прочие доходы».

Если сумма бюджетных средств, полученных на уплату текущих расходов, является для организации существенной величиной, то в разделе «Денежные потоки от текущих операций» отчёта о движении денежных средств она может ввести дополнительную строку, расположенную перед строкой 4119 «прочие поступления», для её отражения (абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99).

В бухгалтерскую отчётность помимо установленных отчётных форм включаются также и пояснения, оформляемые в табличной и (или) текстовой форме. В приложении № 3 к приказу Минфина России от 02.07.10 № 66 приведён пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках. Среди предлагаемых к заполнению разделов имеется и раздел 9 «Государственная помощь». Он предназначен для отражения информации о государственной помощи в виде бюджетных средств и кредитов, полученных организацией за отчётный и предыдущий годы. При этом бюджетные средства показываются обособленно в отношении средств, полученных на текущие расходы, и средств, полученных на вложения во внеоборотные активы.

Бюджетные кредиты, полученные организацией, показываются по каждой соответствующей цели отдельно, причём указываются данные на начало и конец года, «получено» и «возвращено» за год.

Субъектам малого предпринимательства в то же время предоставлено право формировать бухгалтерскую отчётность по упрощённой системе (п. 6 упомянутого приказа Минфина России № 66н):
• в бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках они могут включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
• в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках приводить только наиболее важную ин-формацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.

Возможно, что при выборе упрощённого варианта формирования бухгалтерской отчётности организации не понадобится вносить дополнительные строки в формы отчётности для отражения сумм полученных бюджетных средств.

Образец

I. Доходы и расходы

РегистрацияСуммы, учитываемые при исчислении налоговой базы
дата и номер первичного документасодержание операциидоходырасходы
12344
...............
64Акт № 13 от 18.03.13, накладная № 67 от 18.03.13, п/п № 103 от 12.03.13Расходы на приобретение офисной мебели 58 500,00
65Счёт-фактура № 59 от 18.03.13, п/п № 103 от 12.03.13НДС, предъявленный продавцом мебели 10 530,00
66Бухгалтерская справка № 6 от 18.03.13, выписка банка от 12.12.12, п/п № 1038 от 12.12.12Отражена в доходах часть полученной субсидии69 030,00 
...    
78Акт № 15 от 26.03.13, накладная № 93 от 26.03.13, п/п № 121 от 21.03.13Расходы на приобретение офисной техники 74 500,00
79Счёт-фактура № 106 от 26.03.13, п/п № 121 от 21.03.13НДС, предъявленный продавцом офисной техники 13 410,00
80Бухгалтерская справка № 8 от 26.03.13, выписка банка от 12.12.12, п/п № 1038 от 12.12.12Отражена в доходах часть полученной субсидии87 910,00 
...    
 Итого за I квартал   
11Накладная 49 от 12.04.13, п/п № 149 от 28.03.13Расходы на приобретение товаров 120 000,00
12Счёт-фактура № 69 от 04.04.13, п/п № 149 от 28.03.13НДС, предъявленный поставщиком товаров 21 600,00
13Бухгалтерская справка № 14 от 12.04.13, выписка банка от 12.12.12, п/п № 1038 от 12.12.12Отражена в доходах часть полученной субсидии141 600,00 
...............
21П/п № 126 от 17.04.13Оплата реализованных товаров172 000,00 
...............
 Итого за II квартал   
108Бухгалтерская справка № 37 от 31.12.13, выписка банка от 12.12.12, п/п № 1038 от 12.12.12Отражена в доходах часть полученной субсидии1460,00 
 Итого за IV квартал   
 Итого за год   

ВАЖНО:

Государство в сегодняшнее непростое время по мере возможности принимает различные меры для поддержки отечественных производителей. Поддержка малого предпринимательства является при этом приоритетным направлением. Зачастую проблема нехватки финансов сказывается на развитии бизнеса, его модернизации. Она же является причиной отказа от идеи открытия собственного бизнеса потенциальным индивидуальным предпринимателем. Многие эксперты считают, что именно увеличение числа малых предприятий и числа индивидуальных предпринимателей поспособствует росту экономики в силу того, что данные субъекты могут в короткие сроки и с небольшими затратами перенаправить свою хозяйственную деятельность, сохранив тем самым рабочие места, а то и увеличив их количество. А это, в свою очередь, может несколько снизить напряжённость на рынке труда, возникающую из-за необходимости перепрофилирования крупных предприятий во многих регионах.

Государственная поддержка направлена на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, уве-личение их количества, повышение их конкурентоспособности, обеспечение занятости населения, увеличение производимых ими товаров (работ, услуг).

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с произ-водством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Предоставление субсидий может осуществляться как до воз-никновения указанных затрат, так и по факту их возникновения.

Дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого предпринимательства можно получить на федеральном портале поддержки мало-го и среднего предпринимательства по адресу http://www. smb.gov.ru (письмо Минэкономразвития России от 11.10.11 № Д05-3045), а также на офи-циальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ.

Главой 26.2 НК РФ не предусмотрено ведение отдельной книги по учёту доходов в виде полученных финансовых средств, а также представление в на-логовые органы специального отчёта о целевом расходовании средств субсидии (письмо Минфина России от 28.02.12 № 03-11-11/59).

Понятие «реализация товаров» определено пунктом 1 статьи 39 НК РФ. Так, реализацией товаров признаётся передача на возмездной основе права собственности на товары.

Затраты на приобретение объекта основных средств учитываются в составе расходов с момента ввода его в эксплуатацию в течение налогового пери-ода равными долями на последнее число отчётного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощёнку», могут получить средства на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счёт средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти.

Использование целевого финансирования у организации отражается по дебету счёта 86 в корреспонденции со счётом 98 «Доходы будущих периодов».

Субсидии, предоставленные на финансирование расходов, понесённых организацией в предыдущие отчётные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации в виде прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000).

 

Номер журнала:

Поделиться: