Банк направляет сотрудника в командировку

Служебные поездки сотрудников – это важная составная часть хозяйственной деятельности кредитной организации. Правильное оформление командировочных документов позволяет без затруднений списывать в налоговом учете расходы командированного сотрудника. Однако оформление таких документов само по себе иногда вызывает вопросы.

В соответствии со статьёй 166 ТК РФ служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.08 № 749 (далее - Положение № 749).

Положение № 749 не распространяется на служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Не применяется этот документ и к правоотношениям, возникающим на основании гражданско-правовых договоров (подряда, возмездного оказания услуг и т. д.).

Если работник банка временно зарегистрирован (проживает) по местонахождению организации, в которой он работает, и откомандирован в местность, где постоянно зарегистрирован (на родину), то такая служебная поездка тоже считается командировкой. В этом случае местом постоянного жительства считается место жительства в местности, где расположена организация-работодатель, вне зависимости от статуса регистрации работника (письмо Минздравсоцразвития России от 30.03.09 № 22-2-1100).

Новый подход к унифицированным формам командировочных документов

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - закон № 402-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 9 закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В пункте 2 статьи 9 закона № 402-ФЗ перечислены обязательные реквизиты первичного учетного документа.

В отличие от старого закона № 129-ФЗ в новом законе № 402-ФЗ отсутствуют указания об обязательном применении унифицированных форм. По новым правилам формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ).

  Для банков действует норма пункта 1.3 приложения к Положению Банка России от 16.07.12 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», согласно которой подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, за исключением форм, предусмотренных нормативными актами Банка России, и форм, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Минфин России  в информации № ПЗ-10/2012 разъяснил новый порядок применения унифицированной "первички" следующим образом:

"С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)".

При буквальном прочтении этих разъяснений получается, что если действующий нормативно-правовой акт любой отрасли законодательства содержит либо собственно форму документа, подходящего под определение "первички", либо ссылку на другой ведомственный акт, в котором есть такая форма (например, на те же госкомстатовские унифицированные формы или их коды по ОКУД), то эта форма первичного документа становится обязательной к применению. 

Эту формулировку Минфина России используют и другие ведомства при разъяснении порядка заполнения первичных учетных документов в пределах своих полномочий.

Приказ, командировочное удостоверение и прочее

Постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 утверждены унифицированные формы, предназначенные для оформления служебных поездок:  "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку" № Т-9,  "Командировочное удостоверение" № Т-10, "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" № Т-10а.

Банк России не утверждал специальных аналогов этой "первички" непосредственно для кредитных организаций. Поэтому банки используют общеустановленные бланки для оформления командировок своих сотрудников и соответственно имеют те же проблемы, что и некредитные коммерческие организации.

Рекомендации по вопросам документального оформления командировок содержатся, в частности, в письме Минтруда России от 14.02.13 № 14-2-291. Сначала в этом письме говорится, что, направляя работника в командировку, руководитель структурного подразделения оформляет и подписывает соответствующие документы по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1. А затем Минтруд России цитирует формулировку-"штамп" из информации Минфина России № ПЗ-10/2012, из чего можно сделать вывод, что формы командировочных документов можно разрабатывать самостоятельно, если специальные формы (или ссылки на соответствующие унифицированные формы) не встречаются в иных нормативно-правовых актах

В нормах Трудового кодекса РФ и Положения № 749 ссылок на госкомстатовские формы № Т-9, Т-10, Т-10а нет.

Правда, в Положении № 749 (п. 8) есть ссылка на формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы. Эти формы журналов утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.09.09 № 739н – нормативно-правовым актом. Значит, эти журналы являются обязательными к применению.

Без командировочного удостоверения

Согласно пункту 7 Положения № 749 на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дату приезда в пункт (пункты) назначения и дату выезда из него (из них)). Этот документ оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, используемой в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.

Направление работника в загранкомандировку производится по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства - участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы (п. 15 Положения № 749).

При заграничных командировках к авансовому отчету прилагаются ксерокопии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы (подтверждающие время пребывания работника в загранкомандировке) (письмо Минфина России от 12.05.08 № 03-03-06/2/47).

В письмах Минфина России от 14.09.09 № 03-03-05/169, ФНС России от 18.08.09 № 3-2-06/90 говорится, что наличие и оформление приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку (формы № Т-9 и Т-9а) и служебного задания (форма № Т-10а) определяется внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не является обязательным. Тем не менее в некоторых случаях эти внутренние документы будут весьма полезны для обоснования командировочных расходов.

В пункте 4 письма № 14-2-291 Минтруд России заявляет, что в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и о выбытии из него факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности:

  • приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку;
  • служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении;
  • проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения;
  • счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.

Такой случай рассмотрен в письме Минфина России от 16.08.11 № 03-03-06/3/7. Правда, в нём обсуждался вопрос об оформлении командировочного удостоверения с точки зрения налогообложения (документального подтверждения налоговых расходов). Ведомство рекомендует при направлении работника для встречи с клиентами командирующей организации - физическими лицами применять перечисленные выше дополнительные первичные документы по учету труда. При этом  Минфин России сослался на положения пункта 1 статьи 252 НК РФ, согласно которым затраты могут быть обоснованы документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В форме № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" предусмотрены разделы "Содержание задания (цель)" и " Краткий отчет о выполнении задания". Именно эти сведения в первую очередь могут послужить дополнительным доказательством производственного характера поездки сотрудника.

Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.08 № А11-10868/2007-К2-26/247 суд поддержал налоговую инспекцию, которая оштрафовала общество как налогового агента за неудержание НДФЛ из сомнительных командировочных расходов. Сомнения возникли из-за того, что информация из приказа о направлении в командировку не стыковалась с информацией из командировочного удостоверения. Судьи отметили, что в отсутствие отчета о выполненном служебном задании командированным работником сомнения в достоверности этой информации (т. е. в правомерности признания командировочных расходов) налогоплательщику снять не удалось.

Командировочные проездные

В отношении налогообложения командировочных проездных расходов Минфин России в письме от 10.01.13 № 03-07-11/01 разъяснил, что к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой в маршрут-квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе. Если в оформленных электронных билетах сумма НДС отдельной строкой не выделена, то вся стоимость билетов включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В письме от 10.04.13 № 03-07-11/11867 Минфин России в очередной раз подтвердил свою позицию: требование правил бухгалтерского учета о  построчном переводе на русский язык первичных учетных документов, составленных на иностранных языках, не содержит исключений для электронных авиабилетов или иных перевозочных первичных документов. В данном случае речь шла о возможности применения вычета по НДС по электронным проездным билетам. При этом перевод иной информации, не относящейся к применению вычета НДС (например, правил перевозки багажа, условий применения тарифа), по мнению Минфина России, не требуется.

Аналогичные рассуждения про обязательный частичный перевод основных реквизитов авиабилета (в том числе электронного), но только для целей признания проездных расходов в налоговом учете, содержатся в письмах Минфина России от 24.03.10 № 03-03-07/6, от 22.03.10 № 03-03-06/1/168.

Нужно заметить, что у ФНС России противоположная позиция относительно построчного перевода на русский язык основных реквизитов авиабилета (письмо от 26.04.10 № ШС-37-3/656). Налоговики ссылаются на то, что электронный авиабилет - это унифицированная международная форма документа. Большинство реквизитов электронного авиабилета заполняется в соответствии с Единым международным кодификатором, и в общем случае электронный авиабилет в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль дополнительного перевода не требует.

Порядок возмещения командировочных расходов

В соответствии со статьей 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать командированному работнику:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, т. е. "внутренними" нормами.  

Минтруд России в письме № 14-2-291 подчеркнул, что локальным нормативным актом может быть закреплен дифференцированный размер командировочных расходов для работников, занимающих различные должности. Аналогичного мнения придерживается и Роструд (п. 4 письма № 164-6-1).

Разница в размерах командировочных выплат для разных работников одной кредитной организации, установленных ее локальным нормативным актом, не влияет на обложение этих  выплат НДФЛ. Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ НДФЛ не облагаются суточные в пределах 700 руб. за каждый день при командировках по России и 2500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке. В этой норме нет никаких уточнений по поводу статуса (должности) командированного.

В соответствии с пунктом 18 Положения № 749 при следовании работника с территории РФ дата пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию РФ дата пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях. Даты пересечения госграницы РФ при следовании с территории РФ и на территорию РФ определяются по отметкам пограничных органов в паспорте.

При направлении работника в командировку на территории двух или более иностранных государств суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направляется работник.

Подчеркнем, что нормы пункта 18 Положения № 749 не только определяют саму валюту, в которой выплачиваются суточные, но и указывают на необходимость применять нормативы для суточных, установленные соответственно при командировках по России и в иностранные государства.

Согласно пункту 17 Положения  № 749 за время нахождения в пути работника, направляемого в загранкомандировку, суточные выплачиваются:

при проезде по территории РФ - в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом для командировок в пределах территории РФ;
при проезде по территории иностранного государства - в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом для командировок на территории иностранных государств.

Ведение табеля командированного сотрудника

В статье 91 ТК РФ установлено, что работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.

Специальные унифицированные формы табеля учета рабочего времени для кредитных организаций Банк России не утверждал. Следовательно, банки могут воспользоваться  разъяснениями официальных органов по данному вопросу, адресованными некредитным коммерческим организациям.

Унифицированные формы табелей учета рабочего времени и расчета оплаты труда (формы № Т-12 и Т-13) утверждены постановлением Госкомстата РФ № 1. Порядок заполнения этих форм при командировках работников разъяснен, в частности, в письме № 14-2-291. В этом случае Минтруд России не стал ссылаться на свободу выбора формы первичных учетных документов после 01.01.13, а просто использовал госкомстатовские формы табелей.

Дни отсутствия работника на рабочем месте по причине командировки рекомендовано обозначать кодом К (06 - служебная командировка), при этом количество отработанных часов не проставляется.

Если работник в командировке привлекался к работе в выходной для него по основному месту работы день, то такой день в табеле учета рабочего времени Минтруд России предлагает дополнительно отразить буквенным кодом РВ или цифровым кодом 03. Указывать количество часов, отработанных в такой день, нужно, если работодатель давал работнику указание о продолжительности работы в выходной день.

В пункте 2 письма № 164-6-1 Роструд тоже разъяснил, что в случае привлечения работника к работе в выходной день  этот день в табеле следует отмечать как работу в выходной день. Следует иметь в виду, что указанная отметка в табеле учета рабочего времени подразумевает и особую оплату этого времени.

В пункте 5 Положения № 749 сказано, что оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Ситуации, в которых работника можно привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, перечислены в статье 113 ТК РФ. Привлечение работника к работе в такие дни производится с его письменного согласия (за некоторыми исключениями) и по письменному распоряжению работодателя.

Порядок оплаты за работу в выходные и праздники (в частности, двойной тариф и иные способы поощрения) установлен статьей 153 ТК РФ. Исключений для случая командирования работника эта статья не содержит. Правда, порядок оплаты за работу в выходные и праздники в командировке ТК РФ не конкретизирован и потому является спорным вопросом.

Указания руководства банка командированному работнику о работе в выходные и нерабочие праздничные дни целесообразно закрепить в приказе о направлении в командировку, в служебном задании. А оперативно возникшую необходимость потрудиться в неурочное время можно согласовать в переписке с работником (по телеграфу, факсу, интернету и т. д.).

Однодневная командировка

В настоящее время трудовым законодательством порядок оформления однодневных командировок не урегулирован. Это обстоятельство подтверждено в пункте 5 письма № 14-2-291.

Минтруд России считает нецелесообразным оформлять командировочное удостоверение для однодневной поездки. Сроки отсутствия работника, направленного по служебному заданию, можно отслеживать по проездным документам, отчету о командировке.  При этом  ведомство ссылается на письмо Минфина России от 26.05.08 № 03-03-06/2/60, в котором тоже сказано, что для подтверждения налоговых расходов при однодневной командировке командировочное удостоверение оформлять необязательно.

Роструд с таким подходом не согласен (п. 5 письма № 164-6-1). Ведомство напоминает, что согласно Положению № 749 командировочное удостоверение не выписывается только в одном случае – при командировке за границу. Правда,  одновременно Роструд напоминает, что вопросы для целей трудового законодательства находятся в компетенции Минтруда России. Решать вопрос об оформлении (или о неоформлении) командировочного удостоверения на один день следует с учетом спорного обложения НДФЛ расходов в виде суточных при такой поездке.

В соответствии с  пунктом 11 Положения № 749 при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Однако работодатель вправе сам устанавливать компенсацию командированному работнику за неудобства при нахождении в месте назначения, в чем, собственно, и заключается смысл суточных, которые выплачиваются наряду со средним заработком.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ  все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.12 № 4357/12 разъяснено, что выплаченные на основании локального нормативного акта организации суммы суточных при однодневной командировке не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве. Однако исходя из их направленности и экономического содержания они могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника, подлежащим обложению НДФЛ. (Заметим, что в деле, рассмотренном ВАС РФ, работодатель оформлял однодневные командировки командировочными удостоверениями.)

В письмах Минфина России от 05.03.13 № 03-04-06/6472, от 04.03.13 № 03-04-06/6394 и от 01.03.13 № 03-04-07/6189 (доведено письмом ФНС России от 26.03.13 № ЕД-4-3/5200) отмечено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ только суточные по командировке не требуют документального подтверждения их использования. Остальные расходы, произведенные командированным работником с согласия и ведома работодателя, для освобождения их от НДФЛ подлежат документальному подтверждению.

Сославшись на постановление Президиума ВАС РФ № 4357/12, Минфин России заключил, что в отсутствие документального подтверждения денежные средства, выплачиваемые работникам при однодневных командировках взамен суточных, могут в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ № 4357/12 освобождаться от НДФЛ в пределах 700 руб. при нахождении в командировке на территории РФ и 2500 руб. при нахождении в заграничной командировке.

В письме Минфина России от 27.05.13 № 03-03-06/1/18953 указано, что налогоплательщик вправе учесть расходы, связанные с возмещением затрат, произведенных работником, находящимся в служебной однодневной командировке, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Аналогичный подход используется в судебной практике (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.12 по делу № А56-48850/2011).

Обращаем внимание на то, что чрезмерно частые и регулярные однодневные "командировки" могут свидетельствовать о разъездном характере работы сотрудника. В этом случае применяются положения статьи 168.1 ТК РФ. Такие поездки командировками не считаются и под действие Положения № 749 не подпадают.

Загранкомандировка и НДФЛ

Налоговым кодексом РФ установлены разные налоговые ставки по НДФЛ, в частности в зависимости от налогового статуса физического лица (ст. 209, 224 НК РФ).

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Таким образом, налоговый статус работника банка зависит не от его гражданства, а от периода пребывания в РФ.

С доходов, полученных работником, пребывающим в статусе налогового резидента, НДФЛ уплачивается по ставке 13 %, а к доходам работника, находящегося в статусе налогового нерезидента, применяется ставка 30 % (п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

В письме Минфина России от 07.10.08 № 03-04-06-01/292 рассмотрена ситуация, в которой работником банка является иностранный гражданин и его направляют в загранкомандировку. Ведомство разъяснило, что при подсчете 183 дней (для целей определения налогового статуса работника) дни нахождения за пределами РФ независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ (краткосрочное лечение или обучение). Если в заграничном паспорте сотрудника отсутствуют отметки органов пограничного контроля о пересечении границы, то фактическое нахождение сотрудников организации за пределами РФ может быть подтверждено, в частности, на основании сведений из табеля учета рабочего времени.

В письме от 25.09.12 № 03-04-06/6-289 Минфин России дает ответ на запрос о порядке обложения НДФЛ выплат, связанных с командировкой сотрудника российской организации за рубеж сроком на один год с продлением срока выполнения задания еще на один год. Авторы письма разъяснили, что в соответствии со статьёй 167 ТК РФ в период нахождения сотрудника за пределами РФ организация выплачивает ему сумму среднего заработка, которая не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, но относится к доходам от источников в РФ.

Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ в случае нахождения сотрудников в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такие лица не будут признаваться налоговыми резидентами РФ и их доходы от источников в РФ подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

При этом  суточные, проездные расходы, оплата проживания, являясь возмещением командировочных расходов, на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения в размерах, установленных данным пунктом, вне зависимости от налогового статуса их получателей.

Следует иметь в виду, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (письма Минфина России от 28.06.12 № 03-04-06/6-183, от 05.04.11 № 03-04-06/6-73).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода. В отношении таких доходов сотрудников организация не признается налоговым агентом.

Если в течение налогового периода физические лица не будут признаны налоговыми резидентами РФ, то в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ такие лица не являются плательщиками НДФЛ по доходам, полученным в данном налоговом периоде от источников за пределами РФ. Соответственно обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами РФ, полученных в налоговом периоде, в котором физические лица не являются налоговыми резидентами РФ, такие лица не имеют.

В письме № 03-04-06/6-73 Минфин России  уточняет, что при длительном исполнении трудовых обязанностей за пределами РФ до момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со статьёй 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ, указанные доходы подлежат обложению НДФЛ по ставке 13 %.

А в письме № 03-04-06/6-183 главное финансовое ведомство отмечает, что перечень документов, подтверждающих нахождение физических лиц в РФ, НК РФ не установлен. Такими документами, помимо копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, могут являться табель учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ.

В письме Минфина России от 06.06.13 № 03-04-06/21064 рассмотрена ситуация, в которой сотрудникам российской организации в период их работы в иностранных государствах выплачиваются ежемесячные надбавки к должностному окладу и периодические доплаты за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (иностранные государства пребывания сотрудников включены в перечень государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта).

Ведомство напомнило, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения НДФЛ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Минфин России поясняет, что для квалификации источника дохода в виде доплат к должностному окладу в период работы в иностранном государстве необходимо руководствоваться положениями статьи 129 ТК РФ, в соответствии с которыми заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Следует иметь в виду, что Положение № 749 не ограничивает сроки командировки, в том числе зарубежной. Вместе с тем командировка – это поездка работника для выполнения конкретного служебного поручения вне места постоянной работы. Краткий отчет о выполнении этого поручения (задания) включается в форму № Т-10а.

Если же в месте командирования сотрудник банка исполняет все свои обычные трудовые обязанности, то может зайти речь не о командировке, а о переводе на другую работу, перемещении, для которых правила установлены статьями 72.1, 72.2 ТК РФ.

Ирина РЯБИНИНА

Номер журнала:

Поделиться: