Развитие розничной сети Внедрение новых банковских продуктов и технологий

 Роман ПАШКОВ, начальник юридического управления ОАО «Международный банк финансов и инвестиций»

У многих банков имеется развитая сеть филиалов, и очень важен контроль их деятельности. Но, как правило, вопросы управления филиалами рассматриваются в рамках отдельных направлений, например лимитирование операций филиалов со стороны головного банка, взаимодействие службы внутреннего контроля головного банка и управления внутреннего контроля филиала и т. д. Потому мы рассмотрим вопросы управления филиалами банка в комплексе.
Управление филиалами включает в себя несколько аспектов или направлений деятельности, таких как утверждение бюджетов, бизнес-планирование и лимитирование операций филиалов, управленческая отчетность и порядок согласования на руководящие должности филиала и т. д. В настоящей статье они рассматриваются по порядку.

Контроль деятельности филиала

Утверждение бюджетов филиалов
К основным целям бюджетирования банка можно отнести:
• повышение эффективности деятельности банка путем планирования и осуществления экономически обоснованных расходов;
• достижение рационального соотношения между расходами и достигнутыми результатами в реализации стратегических и финансовых планов;
• достижение оптимальной величины расходов, достаточной для обеспечения функционирования и перспективного развития банка.
Задачи бюджетирования:
• планирование, стандартизация, учет и контроль непроцентных расходов банка, определение источников их финансирования;
• оптимизация расходов в зависимости от целей банка;
• принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных отклонений и нарушений в процессе исполнения бюджета банка.

Понятие бюджета
Бюджет – это документ, определяющий структуру, состав и величину непроцентных расходов, планируемых к оплате в плановом периоде.
Бюджет филиала подразделяется на текущий и инвестиционный бюджеты в зависимости от целевого назначения расходов. Бюджет формируется в разрезе статей и конкретных мероприятий. Утвержденные лимиты на реализацию мероприятий являются предельными и подлежат дальнейшей оптимизации на этапе исполнения бюджета.
Утвержденные лимиты на реализацию мероприятий являются строго целевыми. Несанкционированное перераспределение лимитов между статьями и мероприятиями, в том числе использование образовавшейся в ходе исполнения бюджета экономии лимита, не допускается.

Текущий бюджет
Текущий бюджет включает в себя расходы, необходимые для обеспечения текущего функционирования структурных подразделений филиала.
В текущий бюджет включаются расходы по следующим основаниям:
• расходы, обусловленные принятыми обязательствами;
• расходы на оплату труда персонала в соответствии с утвержденным фондом оплаты труда (ФОТ);
• расходы, обусловленные требованиями действующего законодательства и внешних нормативных актов;
• расходы на приобретение ТМЦ в соответствии с утвержденными внутрибанковскими нормативами по видам расходов.

Инвестиционный бюджет
Инвестиционный бюджет включает в себя затраты на реализацию стратегических проектов филиала, развитие его материально-технической инфраструктуры и увеличение численности персонала.
Затраты на реализацию проектов включаются в инвестиционный бюджет при наличии утвержденных бизнес-планов (бизнес-обоснований).

Центры возникновения затрат
Центры возникновения затрат – структурные подразделения банка, в том числе дополнительные офисы, для функционирования которых необходимо осуществление определенных видов расходов.
В процессе бюджетирования центры возникновения затрат представляют сведения о необходимых им расходах на бюджетный период в центры формирования затрат.

Центры формирования затрат
Центры формирования затрат - подразделения банка, осуществляющие функции планирования, контроля и реализации расходов.
Центрами формирования затрат являются подразделения, координирующие отдельные направления деятельности банка и ответственные за реализацию связанных с ними расходов.
В процессе бюджетирования центры формирования затрат осуществляют планирование совокупных расходов, относящихся к их компетенции, и использование средств в пределах утвержденных лимитов.

Органы управления процессом бюджетирования
Органы управления бюджетированием - подразделения и коллегиальные органы банка и филиалов, осуществляющие руководство и координацию процесса бюджетирования.
К органам управления бюджетированием в банке относятся:
• управление бухгалтерского учета. Отметим, что вопросами бюджетирования в банке может заниматься, например, управление бюджетирования (отдел в филиале) или какое-нибудь другое функциональное подразделение, но в данной статье будем употреблять это название;
• комитет по управлению активами и пассивами. В принципе, у данного комитета может быть и другое название, например «бюджетный комитет». Во многих крупных банках создается по несколько специализированных комитетов. Для удобства оставим указанное название;
• совет директоров.
Управление бухгалтерского учета осуществляет:
• организацию и методическое руководство процессом бюджетирования;
• формирование проекта бюджета банка, включая бюджеты филиалов, и представление на рассмотрение комитету по управлению активами и пассивами банка;
• оценку соответствия заявленного филиалами объема расходов индикативным показателям;
• определение достаточности источников финансирования бюджета банка;
• формирование текущего бюджета подразделений в рамках утвержденных консолидированных лимитов статей текущего бюджета банка в целом;
• разработку стандартов и нормативов по видам расходов.
Комитет по управлению активами и пассивами осуществляет:
• рассмотрение проекта бюджета банка и бюджетов филиалов;
• установление лимитов статей текущего бюджета, объема и состава расходов инвестиционного бюджета;
• представление бюджета банка и бюджетов филиалов на утверждение совету директоров банка.
Совет директоров утверждает бюджет банка в следующем порядке:
• текущий бюджет – в разрезе лимитов статей текущего бюджета;
• инвестиционный бюджет – в разрезе мероприятий статей инвестиционного бюджета.

Порядок формирования бюджета филиала
Центры возникновения затрат формируют заявку на включение в проект бюджета необходимых расходов на планируемый период в разрезе статей и конкретных мероприятий по статьям бюджета.
Центры формирования затрат осуществляют согласование заявок центров возникновения затрат на основании первичного анализа обоснованности и целесообразности заявок центров возникновения затрат.
После внесения необходимых корректировок, сокращения необоснованных расходов формируется консолидированная заявка в разрезе статей и мероприятий текущего и инвестиционного бюджетов и представляется в управление бухгалтерского учета.
Целесообразно, чтобы управление бухгалтерского учета филиала осуществляло анализ представленных консолидированных заявок центров формирования затрат по следующим направлениям:
текущий бюджет:
• обоснованность включения мероприятий в текущий бюджет;
• соответствие заявленного объема расходов проекту финансового плана на планируемый период;
• соответствие заявленных объемов и состава расходов утвержденным внутрибанковским нормативам по видам расходов;
инвестиционный бюджет:
• наличие утвержденных бизнес-планов (бизнес-обоснований) реализации проектов, включаемых подразделениями в инвестиционный бюджет;
• соответствие заявленных проектов и мероприятий утвержденному плану задач и мероприятий банка на планируемый период, бизнес-плану банка на год;
• достаточность источников финансирования затрат;
• соответствие заявленных мероприятий утвержденным внутрибанковским стандартам.
На основании консолидированных заявок центров формирования затрат и с учетом корректировок УБУ филиала (или, например, отдел бюджетирования) формирует сводный бюджет филиала для представления УБУ (или, например, управление бюджетирования) и последующего рассмотрения на КУАП (возможно, бюджетный комитет).
Комитет по управлению активами и пассивами рассматривает и принимает бюджет филиала за основу. Совет директоров утверждает бюджет филиала по представлению комитета по управлению активами и пассивами.

Таблица 1

№ статьи

Наименование статьиСостав расходов

Статья 1

Расходы на персонал

ФОТ

Отчисления от ФОТ

Социальные программы

Статья 2

 

Обучение и командировочные расходы 

Внебанковское обучение

Командировочные расходы на обучение

Командировочные расходы на производственные цели

Статья 3

Эксплуатационные расходы 

Аренда офисов

Коммунальные услуги

Охрана офисов

Текущий ремонт помещений

Содержание автотранспорта (ГСМ, ТО и ремонт и т. д.)

Транспортные услуги

Статья 4

Услуги связи 

Услуги всех видов связи

Абонентская (арендная) плата за пользование каналами связи

Почтовые и телеграфные услуги

Статья 5

Приобретение материалов 

Бумага, канцелярские товары

Расходные материалы для кассы

Расходные материалы для СВТ, печатающей и множительной техники

Статья 6

Рекламные и имиджевые расходы

Реклама в СМИ

Наружная реклама

Полиграфическая и сувенирная продукция

Маркетинговые мероприятия

Представительские расходы

Статья 7

 

Информационно-консультационные услуги 

Госпошлина, нотариальные услуги

Консультационные услуги

Аудиторские услуги

Сопровождение программных продуктов, баз данных

Статья 8

Налоги и сборы, относимые на себестоимость 

Налог на имущество

Налог на землю

Налог на рекламу

Налог с владельцев транспортных средств

Налог за загрязнение окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 

Инвестиционный бюджет 

№ статьи Наименование статьиСостав расходов 
Статья 1 Общебанковские проектыРазвитие розничной сети Внедрение новых банковских продуктов и технологий
  Статья 2  Развитие материально-технической инфраструктурыПриобретение СВТ, печатающей, множительной техники, кассового и прочего банковского оборудования Приобретение мебели Приобретение автотранспорта
Статья 3  Оснащение новых рабочих мест

 

Таблица 3

Центры формирования затрат текущего бюджета

№ наименование статьиНаправление расходовЦентр формирования затрат
 Статья 1. Расходы на персонал  
Статья 2. Обучение и командировочные расходы

Внебанковское обучение

Командировочные расходы на обучение

Командировочные расходы на производственные цели

 

Статья 3. Эксплуатационные расходы

 

  
Статья 4. Услуги связи

Услуги всех видов связи

Абонентская (арендная) плата за пользование каналами связи

Почтовые и телеграфные услуги

 

Статья 5. Приобретение материалов

 

Бумага, канцелярские товары

Расходные материалы для кассы

Расходные материалы для СВТ, печатающей и множительной техники

 

Статья 6. Рекламные и имиджевые расходы

 

Реклама в СМИ

Наружная реклама

Полиграфическая и сувенирная продукция

Маркетинговые мероприятия

Представительские расходы

 

Статья 7. Информационно-консультационные услуги

 

Госпошлина, нотариальные услуги

Консультационные услуги

Аудиторские услуги

Сопровождение программных продуктов, баз данных

 
Статья 8. Налоги и сборы, относимые на себестоимость  

Таблица 4
Центры формирования затрат инвестиционного бюджета

 № и наименование статьи Направление расходов  Центр формирования затрат
Статья 1. Общебанковские проекты
 
Развитие розничной сети
Внедрение новых банковских продуктов и технологий
 
Статья 2. Развитие материально-технической инфраструктуры
 
Приобретение СВТ, печатающей, множительной техники
Приобретение кассового и прочего банковского оборудования
Приобретение мебели
Приобретение автотранспорта
 
 Статья 3. Увеличение численности персонала Оснащение новых рабочих мест
Компьютерная техника
Мебель, кассовое и прочее банковское оборудование
 

Бизнес-планирование филиалов
Бизнес-планирование - это процесс планирования, мониторинга и контроля деятельности структурных подразделений банка, включающий постановку основных задач, определение финансовых показателей, необходимых затрат и источников финансирования, а также оценку достижения планируемых результатов.
Основными целями бизнес-планирования являются:
• преемственность целей и задач подразделений целям и задачам банка в целом;
• обеспечение эффективности функционирования подразделений.
Задачи бизнес-планирования:
• планирование краткосрочных целей и задач;
• доведение до всех сотрудников банка планируемых ключевых показателей деятельности подразделений, в которых они работают;
• прогнозирование финансовых показателей деятельности;
• оптимизация, стандартизация и контроль непроцентных расходов подразделений.
Бизнес-планирование деятельности филиала банка осуществляется в рамках принятой стратегии развития банка. Бизнес-план филиала банка разрабатывается на 1-3 календарных года с последующей ежеквартальной детализацией. Бизнес-план филиала на год утверждается в банках обычно советом директоров.
Процедура ежеквартального бизнес-планирования деятельности филиала банка предполагает корректировку отдельных показателей бизнес-плана на год в зависимости от достигнутых результатов деятельности и изменения внешних и внутренних условий функционирования.
Бюджет филиала банка на квартал формируется в рамках установленных целевых показателей банка на год и его бюджета. Планы мероприятий структурных подразделений филиала банка формируются самостоятельно структурными подразделениями и передаются на согласование в управление бухгалтерского учета филиала (или отдел бюджетирования).

Лимитирование
При возникновении конфликта интересов между рискованностью и прибыльностью операции - вне зависимости от стоимости средств, доходности и срочности операции - приоритетной задачей является снижение риска операции, достижение которой осуществляется совместными действиями ответственных подразделений банка в рамках внутренних документов.
Осуществление основных операций филиалом банка без установления лимита не допускается. Лимиты рисков устанавливаются в рублях и иностранных валютах. Лимиты на основные банковские операции устанавливаются на квартал. Лимиты могут пересматриваться в любое время.
Органом, принимающим решения об изменении лимитов в филиале банка, является комитет по управлению активами и пассивами. Общий контроль за соблюдением лимитов осуществляется комитетом по управлению активами и пассивами и службой внутреннего контроля.
Соответствующее структурное подразделение филиала банка по представлению руководства филиала может вынести на комитет по управлению активами и пассивами вопрос об изменении лимитов, обратившись со служебной запиской.
Лимиты действуют до их отмены.

Таблица 5

Лимитирование: возможные основные параметры для филиала банка

ЛимитыКвартал
Выдача кредита на одного заемщика - юридическое лицо
Итого кредитный портфель заемщиков - юридических лиц
Выдача на одного инсайдера (физическое и юридическое лицо)
Итого кредитов инсайдерам
Выдача на одного связанного лица (физическое и юридическое лицо)
Итого кредитов на группу связанных лиц
Итого привлеченных депозитов юридических лиц
Покупка акций одного эмитента ОРЦБ
Покупка акций одного эмитента не ОРЦБ
Итого портфель акций
Покупка векселей одного эмитента
Итого портфель векселей
Итого выпущенных собственных векселей
Выдача межбанковских кредитов на один банк
Итого межбанковских кредитов
Выдача кредита на одного заемщика - физическое лицо
Итого кредитный портфель физических лиц
Открытая валютная позиция
 
 

Управленческая отчетность

Ведение управленческого учета и составление управленческой отчетности является обязательным для соответствующих структурных подразделений филиала банка.

Целью управленческого учета является обеспечение эффективности управления. Управленческий учет является средством обеспечения планирования и контроля в банке со стороны органов его управления. В систему управленческого учета могут вноситься изменения, касающиеся форм отчетности, сроков и получателей управленческой отчетности.

Используемые понятия:

Управленческий учет – самостоятельная система учета, которая в рамках банка обеспечивает ее руководство информацией, используемой для планирования, управления и контроля за его деятельностью.

Пользователи информации – общее собрание акционеров банка, совет директоров банка, председатель правления банка, правление банка.

Формы управленческой отчетности – выходные формы (в электронном виде или на бумажном носителе), позволяющие пользователям информации получать объективные данные о финансово-экономическом состоянии филиала банка и уровне рисков банка в целом.

Задачи управленческого учета:

сбор, обработка и анализ данных  прошедших и будущих финансовых операций;
контроль за выполнением установленных показателей. По завершении отчетного периода выявляются отклонения фактических показателей от установленных и определяются причины их возникновения;
формирование необходимых видов управленческой отчетности для регулярного обеспечения руководства банка фактическими данными и аналитической информацией.

Методы ведения управленческого учета выбираются исходя из:

требований законодательства и внутренних документов банка;
потребностей руководства банка в управленческой информации;
технических и организационных возможностей сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Управленческая отчетность подразделяется на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, ежеквартальную, полугодовую и годовую согласно приложению 3.

Документооборот в системе управленческого учета организован по вертикальному признаку:

в ответственных подразделениях производится обработка первичных данных;
ответственные подразделения составляют выходные формы управленческой отчетности и информации. 

Орган управления -   получатель информации

Наименование управленческой информации

Подразделение, ответственное за разработку и передачу информации

Периодичность представления информации

Общее собрание акционеров

Отчет директора филиала о деятельности филиала

 

Директор филиала

Ежегодная

Отчет ревизора банка общему собранию акционеров

Ревизор банка

Ежегодная

 

Совет директоров

Отчет о ходе выполнения планов реализации стратегии развития банка

 

Директор филиала

Не реже одного раза в год

Отчет СВК совету директоров

СВК

Ежегодная

Отчет УВК филиала совету директоров

 

УВК филиала

Полугодовая

Основные показатели деятельности филиала за квартал  (анализ динамики показателей)

 

Отдел оценки рисков или казначейство филиала

Ежеквартальная

Отчеты по рискам филиала

Отдел оценки рисков филиала

Ежеквартальная

Председатель правления банка

Активы и пассивы (в том числе ОВП)

Казначейство филиала (или другое функциональное подразделение)

Ежедневная

Обязательные экономические нормативы

 

Управление бухгалтерского учета филиала (или другое функциональное подразделение)

Ежедневная

Справка по ликвидности

 

Казначейство филиала (или другое функциональное подразделение)

Ежемесячная

Бюджет

Управление бухгалтерского учета филиала (или другое функциональное подразделение)

Ежеквартальная

Динамика количества сообщений в ФСФМ России по обязательному контролю  и необычным операциям (подозрительным сделкам)

Отдел по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем филиала

Ежеквартальная

Отчеты по рискам

Отдел оценки рисков филиала (или риск-менеджер)

Ежемесячная и ежеквартальная

Отчет профессионального участника рынка ценных бумаг

Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг филиала

Ежегодная

Правление банка

Отчет об операциях казначейства

Казначейство филиала (или другое функциональное подразделение)

Еженедельная

Справка о состоянии кредитного портфеля

Управление коммерческого кредитования филиала (или другое функциональное подразделение)

Ежемесячная

Отчеты подразделений о выполненной работе (в свободной форме)

Начальники управлений филиала

Не реже одного раза в год

Отчет об открытых счетах  новых клиентов

Отдел по привлечению клиентов филиала (или другое функциональное подразделение)

Ежеквартальная

Анализ финансовой деятельности банка (таблица «Анализ показателей финансового положения»)

 

Отдел оценки рисков филиала (или другое функциональное подразделение)

Ежеквартальная

Порядок согласования на руководящие должности филиалов
Назначение, изменение руководителя филиала должно быть предварительно согласовано с Банком России. Данный вопрос регулируется Инструкцией Банка России от 02.04.10 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Кандидаты на должности руководителей филиалов согласовываются с территориальным учреждением ЦБ РФ, осуществляющим надзор за деятельностью банка.
Банк после принятия решения о предполагаемом назначении руководителя информирует об этом территориальное учреждение Банка России и представляет следующие документы:
• ходатайство о согласовании кандидатуры нового руководителя с указанием причин его назначения (избрания);
• протокол заседания совета директоров, в котором зафиксировано решение о направлении в ТУ Банка России ходатайства о согласовании кандидатуры нового руководителя филиала. Протокол также должен содержать Ф. И. О. уполномоченного лица, которому предоставлено право подписания ходатайства о согласовании кандидатуры нового руководителя филиала;
• два экземпляра анкеты кандидата на должность руководителя филиала, заполненной им собственноручно. При этом представляется один подлинный экземпляр анкеты и один экземпляр анкеты в виде копии, заверенной кандидатом собственноручно;
• один подлинный экземпляр автобиографии кандидата на должность руководителя;
• копии трудовой книжки и диплома кандидата, заверенные банком;
• полную копию общегражданского паспорта (от первого до последнего листа).
После получения письма с положительным заключением ТУ ЦБ РФ банк назначает (избирает) на должность руководителя филиала согласованную кандидатуру.
В течение трех рабочих дней после фактического назначения (избрания) на должность согласованного кандидата банк в письменном виде уведомляет об этом территориальное учреждение Банка России (предоставляет приказ о назначении на должность, протокол об избрании) для отправки сообщения в расчетно-кассовый центр (ОПЕРУ, отделение) о возможности принятия карточки с образцом подписи нового руководителя.
Об освобождении от должности руководителя филиала банк не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в письменной форме уведомляет ТУ ЦБ РФ, осуществляющее надзор его деятельностью. В этом уведомлении должны содержаться основания освобождения, а также указание на номер и дату соответствующего решения уполномоченного органа управления банка.

Порядок взаимодействия
Данные процедуры можно рассматривать как наиболее оптимальные с точки зрения технологии регламента взаимодействия головного офиса банка и филиала.

При выдаче кредитов
Кредитный отдел филиала при поступлении заявки на кредитование производит первичную оценку возможности выдачи кредита, собирает необходимые документы для кредитного дела и выносит вопрос о выдаче кредита на рассмотрение малого кредитного комитета филиала при наличии положительного заключения управления безопасности.
Малый кредитный комитет выносит решение о выдаче кредита или отказе в выдаче при условии возможности принятия решения в рамках лимита банка. В случае превышения лимита банка малый кредитный комитет направляет документы о выдаче кредита в кредитный комитет банка для последующего одобрения. Выдача кредита в этом случае без одобрения кредитного комитета не допускается.
Казначейство филиала при положительной оценке возможности регулярного межбанковского кредитования банка-контрагента направляет документы об установлении лимита в малом кредитном комитете при наличии положительного заключения управления безопасности. Малый кредитный комитет, установив лимит, выносит вопрос для последующего одобрения кредитным комитетом. Кредитование банка-контрагента без одобрения лимита кредитного комитета обычно не допускается.
При наличии признаков нарушения установленного порядка управление безопасности филиала, как правило, незамедлительно докладывает в службу безопасности банка для последующего рассмотрения и принятия мер органами его управления. Управление внутреннего контроля банка незамедлительно докладывает о нарушении установленного порядка в службу внутреннего контроля банка для последующего рассмотрения и принятия мер его органами управления.
Филиал представляет информацию обо всех выданных обязательствах по первому требованию органов управления банка без мотивирования запроса.

При выдаче банковских гарантий
Кредитный отдел филиала при поступлении заявки на выдачу банковской гарантии производит первичную оценку возможности выдачи гарантии, собирает необходимые документы для формирования досье и выносит вопрос о выдаче гарантии на рассмотрение малого кредитного комитета при наличии положительного заключения управления безопасности филиала.
Малый кредитный комитет выносит решение о выдаче гарантии или отказе при условии возможности принятия решения в рамках лимита банка. В случае превышения лимита банка малый кредитный комитет направляет документы о выдаче гарантии в кредитный комитет для последующего одобрения. Выдача гарантии в этом случае без одобрения кредитного комитета обычно не допускается.
При наличии признаков нарушения установленного порядка управление безопасности, как правило, незамедлительно докладывает в службу безопасности банка для последующего рассмотрения и принятия мер органами его управления. Управление внутреннего контроля филиала незамедлительно докладывает о нарушении установленного порядка в службу внутреннего контроля банка для последующего рассмотрения и принятия мер органами его управления.
Филиал представляет информацию обо всех выданных обязательствах по первому требованию органов управления банка без мотивирования запроса.

При переводе паспортов сделок (через закрытие паспорта сделки)
Данный вопрос определяется Инструкцией Банка России от 04.06.12 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
Для перевода контракта (кредитного договора) на расчетное обслуживание в банк из филиала и наоборот резидент представляет письменное заявление о закрытии паспорта сделки (далее - заявление).
В заявлении резидент указывает:
• сведения о резиденте - полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) (для коммерческих организаций), наименование юридического лица (его филиала) (для некоммерческих организаций) или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица - индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой;
• реквизиты паспорта сделки (номер и дату);
• основание для закрытия паспорта сделки;
• дату подписания резидентом заявления о закрытии паспорта сделки, ставится подпись.
Заявление подписывается в порядке, установленном для подписания паспорта сделки.
Ответственный исполнитель банка или филиала проверяет соответствие содержащихся в заявлении сведений данным паспорта сделки, оформленного по указанному в заявлении контракту (кредитному договору), и в случае его надлежащего оформления помещает заявление в досье.
В случае представления заявления, составленного с нарушением указанных требований, ответственный исполнитель банка или филиала отказывает резиденту в закрытии паспорта сделки и передаче ему документов, о чем письменно уведомляет резидента в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты получения заявления.
На основании заявления, составленного резидентом в соответствии с вышеуказанными требованиями, ответственный исполнитель банка или филиала закрывает указанный в заявлении паспорт сделки.
На основании документов, представленных резидентом на дату заявления, ответственный исполнитель банка или филиала формирует ведомость. Ответственный исполнитель банка одновременно с закрытием паспорта сделки распечатывает указанную ведомость на бумажном носителе в двух экземплярах, которые подписываются ответственным лицом банка или филиала и заверяются печатью для целей валютного контроля. Также по желанию резидента паспорт сделки и ведомость банковского контроля готовятся в электронном виде.
Первый экземпляр ведомости помещается в досье, второй экземпляр передается ответственным исполнителем банка резиденту или лицу, действующему по его доверенности, под роспись на заявлении с указанием даты получения.
После передачи ведомости резиденту досье закрывается и сдается в архив банка.

Внутренний контроль
Управление внутреннего контроля филиала

Внутренний контроль в банках осуществляется на основании Положения Банка России от 16.12.03 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
Система органов внутреннего контроля – это определенная учредительными и внутренними документами банка совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.
Внутренний контроль должны осуществлять:
• органы управления кредитной организации;
• ревизионная комиссия (ревизор);
• главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;
• руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации.
Подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль:
• служба внутреннего контроля (СВК) - структурное подразделение кредитной организации;
• ответственный сотрудник (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Иные структурные подразделения:
• контролер профессионального участника рынка ценных бумаг;
• ответственный сотрудник по правовым вопросам.
Управление внутреннего контроля (УВК) филиала входит в состав СВК и подчиняется структурно только руководителю СВК, будучи полностью независимым от любых решений и приказов руководителя филиала.
Каждые полгода УВК представляет в СВК для последующего утверждения отчет о выполнении плана проверок и отчет о выполненных проверках.
При выявлении нарушения установленного порядка деятельности филиала УВК незамедлительно докладывает об этом руководителю СВК для последующего принятия мер уполномоченными органами управления банка.
СВК не уведомляет УВК о плане проверок филиала со стороны СВК. СВК проверяет филиал на основании предписания председателя правления банка. УВК оказывает любое содействие СВК при проведении проверок филиала. СВК вправе давать УВК указания о внеочередной проверке любого подразделения филиала банка.

Формы проверок филиала со стороны СВК
Проведение внезапных ревизий операционных касс и хранилищ ценностей
Ревизии хранилищ ценностей (сейфовой комнаты) подразделений филиала и операционных касс осуществляются без предварительного уведомления сотрудников подразделений.
Ревизии производятся с проверкой всех ценностей на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность сокрытия хищений и недостачи денежной наличности и ценностей. Сотрудники СВК при проведении ревизии имеют право входить во все помещения, используемые для хранения документов, наличных денег и ценностей, с обязательным присутствием сотрудника подразделения.
В период проведения ревизии хранилища ценностей (сейфовой комнаты) и операционных касс сотрудники СВК имеют право затребовать любую документацию, книги и журналы, отражающие кассовые операции.

Проведение ревизий и тематических проверок подразделений филиала
По результатам проверок СВК составляется акт, подписываемый от СВК всеми членами рабочей группы. Акт проверки согласовывается устно с руководителями структурных подразделений и представляется для ознакомления руководителю проверяемого подразделения банка.
Указанный руководитель в течение срока, установленного внутренними документами банка, знакомится с ним и ставит свою подпись под отметкой: «С актом ознакомлен:».

УТВЕРЖДЕНО                                                          СОГЛАСОВАНО

 

Решением Совета                                                Председатель Правления

ОАО БАНК                                                                  ОАО БАНК

(Протокол от «       »                        20__ года)               

Председатель Совета директоров

ОАО БАНК

_______________/______________/                           ______________/_____________/

«____» ________________ 20__г.                  «____» ______________ 20__г.

 

 

ОТЧЕТ

о выполнении Плана проведения проверок Управлением  внутреннего контроля Филиала ОАО БАНК в 20__г.

 

 

Наименование операций и сделок, подвергаемых проверке

Проверяемый период

Период проведения проверки

Фактически проверено

(Акт, Справка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО                                                          СОГЛАСОВАНО

 

Решением Совета                                                Председатель Правления

ОАО БАНК                                                                  ОАО БАНК

(Протокол от «       »                        20__ года)               

Председатель Совета директоров

ОАО БАНК

_______________/______________/                           ______________/_____________/

«____» ________________ 20__г.                  «____» ______________ 20__г.

 

 

ПЛАН ПРОВЕРОК

Управлением  внутреннего контроля Филиала ОАО БАНК в 20__г.

 

 

Наименование операций и сделок, подвергаемых проверке

Проверяемый период

Период проведения проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответственный сотрудник ПОД/ФТ филиала

Банк России 2 марта 2012 года принял Положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Основными принципами и целями организации в кредитной организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) являются:
• обеспечение защиты кредитной организации от проникновения в нее преступных доходов;
• управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;
• обеспечение независимости специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ;
• участие сотрудников подразделения, ответственного за организацию системы ПОД/ФТ и реализацию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, подразделений кредитной организации, участвующих в осуществлении банковских операций и других сделок, юридического подразделения, подразделения безопасности, службы внутреннего контроля кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Ответственный сотрудник по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ответственный сотрудник ПОД/ФТ) в филиале подчиняется непосредственно руководителю филиала. Возможно и целесообразно образование в крупном филиале отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (отдел ПЛД).
Ответственный сотрудник ПОД/ФТ филиала действует на основании правил внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отдельно такие правила филиалом не принимаются и вводятся в действие они приказом по банку. В настоящее время, даже если банк имеет лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, данные правила в ФСФР России не согласовываются, хотя раньше это требовалось.
Квалификационные требования к ответственному сотруднику ПОД/ФТ согласно постановлению Правительства РФ от 05.12.05 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
• наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
• прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
***
Обычно даже в крупных банках вопросы управления филиалами не рассматриваются комплексно, как единое целое, а разбиваются на профильные направления, что не всегда дает общую картину происходящего. Надеемся, что настоящая статья дала определенное представление о механизмах управления и взаимодействия филиала и головного банка. Круг этих вопросов очень широк, и были выделены главные моменты в вопросах контроля деятельности филиала банка.

 

Номер журнала:

Поделиться: